Веранда для медитации
Наталья Косякова, «АиФ. На даче»: — Натали, многие художники ищут вдохновение в природе. А вас тянет за город?
Натали Котова: — Да. Для меня дача — место энергетической подзарядки, где можно ни о чём не думать, в котором можно абсолютно раствориться. Обожаю сидеть на открытой веранде и просто смотреть на зелень. Это моя медитация — мыслей в голове не остаётся. Мозг как будто перезагружается.
— А из пустоты приходят новые идеи?
— Конечно, появляется что-то новое. Здесь нет такого внутреннего кипения, как в городе, — можно остаться наедине с собой и лучше себя услышать. Это особенно хорошо, когда обдумываешь, что уже сделал, взвешиваешь, анализируешь. В этот период помогает почаще бывать в тишине наедине с самим собой.
— Много времени проводите на любимой веранде?
— Сидеть так бесконечно, сами понимаете, невозможно (улыбается). Когда гуляю по дачному посёлку, готовлю или ухаживаю за садом, в свежую голову обязательно новая мысль прилетит, а потом, глядишь, и план её реализации подоспеет. Очень люблю свои цветы на участке, предпочитаю многолетние — хосту, астильбу, вербейник, лилейник, крокусы, мускари, ирисы, живучку ползучую. Они неприхотливые, но красивые и всегда радуют глаз.
Ещё у нас на даче море опят! Обожаю жарить эти грибы на оливковом масле для своих домашних. А ещё мы сделали несколько кормушек для лесных белок, подкармливаем их орешками. Все эти дачные радости меня как художника очень вдохновляют.
Территория свободы
— Я знаю, что долгое время вы были очень увлечены китайской живописью. Теперь дача диктует другие направления?
— Жизнь не стоит на месте. Иду дальше, а дача действительно в этом помогает. Надумала расписывать зонты, например. Это довольно объёмный формат, в городской квартире с ними особенно не развернёшься. А здесь благодать: у меня даже есть собственная комната для творчества. Можно уединиться, разложить краски, кисти, холсты, рисовую бумагу и не убирать их несколько дней. Этой зимой часто приезжала сюда по выходным заниматься именно зонтиками. Недавно меня потянуло на крупные размеры, стала стены в подъезде расписывать, теперь продолжаю тему за городом — украшаю дачный сарай.
— Получается, что дача — некая территория полной, можно даже сказать детской свободы?
— Да, здесь я отпускаю все шаблоны и бесконечные «надо». Делаю то, что хочу, а всякие «необходимо» убираю в дальний ящик. И тогда случаются волшебные вещи — в таком состоянии человек становится самим собой, в нём пробуждается творчество. Такую атмосферу я создаю и для своих учеников, им можно всё — «портить» бумагу, «изводить» краски, даже рисовать на стенах! У творчества нет рамок и запретов.
— Китайская и классическая живопись, роспись зонтов, украшение человеческого тела... Куда теперь летит ваша фантазия?
— Сейчас мне безумно нравится писать... тексты! И я теперь точно знаю, что создавать картины и тексты — по внутренней сути один и тот же процесс, недаром его называют одним глаголом — — писать. Всё начиналось с заметок в соцсетях, потом были рассказы о процессе работы художника в том или ином стиле, а сейчас я с удовольствием описываю свой творческий опыт для тех, кому это интересно. Я вижу в этом собственное творческое развитие — процесс рождения текста увлекает меня необычайно.
Дух живого движения
— На ваших «китайских» картинах много цветов, но перед глазами природа средней полосы...
— У растений, будь то китайская дикая орхидея или наша берёзка, одни и те же внутренние законы роста, перемещения энергии. В китайской живописи согласно древним трактатам главное — передать дух живого движения. Она обучает рисованию через ощущение и понимание энергий металла, огня, воды, дерева, земли. Для европейского мозга этот подход совершенно нетривиален, но он-то и учит раскрепощению, учит свободно рисовать то, что чувствуешь.
— В Москве несколько лет назад был настоящий бум — люди самого разного возраста приходили обучаться живописи. Он продолжается?
— Совсем «нулевых» учеников, которые начинают рисовать из любопытства, видят в живописи терапевтический эффект или наконец-то решили попробовать то, что им когда-то запрещали родители, теперь не так много — видимо, в основном все они уже попробовали стезю художника. Сейчас, насколько мне известно, стал популярным другой вариант обучения — арт-туры, или путешествия в разные красивые места, совмещённые с занятиями живописью. Они позволяют в отпуске наконец-то успеть сделать то, что в загруженные рабочие будни всё время откладывалось на потом. Кстати, отдых на даче для кого-то вполне может стать тем самым «творческим путешествием».