14 сентября в саду им. Баумана пройдёт театральный фестиваль «Театр. Избранное...», организованный каналом «Москва 24». Территория парка на целый день превратится в одну большую сцену, на которой столичные театры сыграют свои спектакли — уже знакомые зрителям или же подготовленные специально для этого мероприятия. АиФ.ru расспросил одного из организаторов фестиваля, автора и ведущего телепередачи «Театр. Избранное..» на канале «Москва 24» Фёдора Баландина о том, зачем столицё еще один театральный фестиваль и при чём тут телевидение.
Как появилась идея такого фестиваля?
Фёдор Баландин: Фестиваль стал логическим продолжением программы, причём на каждом этапе мы придумываем какие-то невероятные задачи и сами себе бросаем сумасшедший вызов. Когда мы придумали программу «Театр. Избранное...», нам многие говорили, что театр на телевидении — это мёртвое дело, а тут ещё вы должны как-то вписаться между новостями и программой «Московский патруль». Мы долго думали, как это можно вписать в информационный канал, и придумали неожиданную форму — смесь театра, телевидения и кино. Мы берём какой-то спектакль, приглашаем к нам в информационную студию, «разбираем» его на части, и наши режиссёры братья Чекмаревы собирают его именно для нашей студии. Каждый раз она преображается, и каждый раз мы стараемся передавать суть театра, к нам пришедшего. Нам интересно рассказывать обо всём, что происходит в театральном мире Москвы, и показывать, что у нас есть не только Большой театр и МХТ им. Чехова, но и какие-то неожиданные объединения и люди, которые разрабатывают свой театральный язык. С другой стороны, мы с радостью приглашаем известных людей, которые раскрывают себя с неожиданной стороны. Например, Максим Аверин читал потрясающие лирические стихи. Программа для нас — своеобразный вызов, но мы решили пойти ещё дальше и театры приглашаем в сад, то есть выводим традиционные театры на открытую площадку. Актёры многих академических театров не готовы к этому. Но у нас там будут не только академические театры, мы пригласили ещё и людей, которые привыкли работать на неожиданных площадках. Есть такое направление site-specific — это театры, которым всё равно, где выступать, они обживают любую площадку. Это необычный театральный язык, который у нас сейчас в Москве начинает потихоньку развиваться, потому что долгие годы мы жили вообще без уличных театров: в 20-е были «синеблузники», а потом в силу разных обстоятельств мы об этом забыли. А это же очень интересно, когда люди ходят, а вокруг что-то происходит, и это игровое состояние, в которое мы всех погружаем, очень важно.
— В Москве много театральных фестивалей, есть даже на свежем воздухе — например, недавний «Театральный демарш». В чём будет отличие вашего?
— Мы же не просто программа о театре, мы показываем театр на телевидении. Поэтому и фестиваль у нас будет не просто театральный, а театрально-телевизионный. Весь сад будет большой телевизионной площадкой. Будет прямой эфир в течение всего дня, будут прямые включения. Мы будем снимать какие-то спектакли для нашей программы «Театр. Избранное...», чтобы потом, холодными осенними вечерами, вспоминать, как прекрасно мы веселились летом. Везде будет телевизионная техника: камеры, краны, свет — всё, что вы хотели увидеть на телевидении, но не знали, как. У нас ещё будут мастер-классы: будет возможность попробовать себя в роли ведущего. Человек сможет встать перед камерой, какую-то подводку произнести и получить потом запись. Ещё будет мастер-класс от Веры Ивановны Коцюбы — это голос нашего телеканала. Она будет давать урок по технике речи, и это важно, я считаю, не только тем, кто хочет работать на телевидении или радио, это полезно посетить всем — как говорить, на что обратить внимание, как добиться чёткости, как сделать так, чтобы голос звучал? Какие-то простые, но эффективные упражнения она за время мастер-класса сможет дать. На фестивале будут и ведущие «Москвы 24», чьи выступления будут предварять спектакли. Потому что, помимо развлечения, мы хотим какую-то новую информацию дать людям — сказать хоть по два слова о каждом представлении и о каждом театре, чтобы люди поняли, к чему готовиться.
— А театральные мастер-классы будут?
— Театральные мастер-классы делать очень сложно, потому что мы должны совместить несколько моментов. Чтобы это было интересно людям, которые там сидят и просто смотрят, и чтобы это было коротко. А ведь любое занятие актёрским мастерством — это продолжительное дело. Так что можно сказать, что мы планируем сделать мастер-классы по актёрскому мастерству, но в каком виде, пока не понятно.
— Какие театры примут участие в фестивале?
— Мы старались привлечь на фестиваль либо театры, которые уже принимали участие в нашей программе, либо те, которые мы планировали пригласить. Но когда мы составили список, пошёл слух по театральной Москве и тут же стали появляться ещё желающие — так что будут ещё и театры, которые, как нам кажется, интересны именно для фестиваля, о которых должны узнать москвичи. Режиссёр фестиваля Юрий Алесин построил программу так, что она демонстрирует этапы театрального становления. Начинается всё с театров, которые выросли из курсов и студенческих спектаклей, а закончится яркой фантасмагорией театра «Огненные люди» — это люди, которые работают с огнём, это клоунада, музыка. Перед ними будет выступать «Геликон-опера». У них есть спектакль «Back in USSR», в котором участвуют хор, солисты, оркестр — чуть ли не 100 человек — и они будут петь песни из советского прошлого. Они смогли это сделать так, что это и не ностальгия по тем временам, и не ирония, а просто песни, которые сегодня исполняют современные артисты — так, как они их чувствуют и понимают.
На протяжении всего дня будут выступать различные коллективы: например, Tall Brothers — «Высокие братья» — это совместная команда, где есть и цирковые, и театральные артисты, они ходят среди публики, так что все становятся невольными участниками большого театрального действа. Будет выступать Liquid Theatre: будет их постановка «Свадьба», которую они уже играли в разных местах, но из-за того, что это уличный театр, новая площадка и другие зрители, это будет что-то совершенно новое. И еще Liquid Theatre специально адаптировали под улицу свою постановку «Алиса и государство». Это спектакль, больше построенный на словах, и, казалось бы, не совсем уличная история, но они каким-то образом задействуют балкон в саду им. Баумана. Интересной, как мне кажется, будет «Мастерская театральных ремёсел» со спектаклем «Стулья». Их руководитель Андрей Щукин разрабатывает свой театральный язык: он утверждает, что в театре не обязательно произносить текст, не обязательно танцевать, но можно и говорить, и танцевать, а ещё и работать с предметами и через них раскрывать какие-то эмоции и мысли. Это и не танец, и не пантомима, это драматическое искусство в своем исконном понимании, возможно, когда не нужно слов, ты просто смотришь и понимаешь — это история любви.
Будет еще SounDrama Владимира Панкова, которая тоже готовит что-то неожиданное, так как в основном они тоже работают на традиционных площадках. Приглашены ещё «Диалог Данс», известный коллектив, который работает в жанре contemporary dance — современного танца, а также дуэт, который называется «Танцевальный кооператив "Айседорино горе"». Это девушки, готовые осваивать любые пространства. Им говоришь: «А давайте вот здесь возле клумбы?». Они отвечают: «А давайте!» — они везде готовы показывать свои перформансы. Программа будет самая разная: и музыка будет звучать, и танцы, и уличные театры, которые задействуют зрителей, и будут, скажем так, более традиционные жанры — например, «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза будет у нас играть спектакль «Вредные советы». Так что у нас будут представлены самые разные жанры, и мы ждём не только людей, которые ходят в театры, а тех, которые ничего в театре не понимают, потому что у нас они найдут что-то для себя интересное.
— Театры охотно откликнулись на предложение принять участие в фестивале?
— По-разному: кто-то захотел, но не смог. Иногда мы планировали один спектакль, а оказывалось, что кто-то из артистов в отпуске, и приходилось переделывать программу. А она так выстроена, что если заменяется один спектакль, нужно «перелопачивать» всё. Молодые театры оказались больше к этому готовы, потому что это их стихия, но на самом деле все труппы отнеслись с интересом — для кого-то это было своеобразным вызовом. Мы переживали за традиционные театры, но и с ними проблем не было.
— Будет ли что-то в жанре promenade theatre, который сейчас набирает популярность в России? Так называемые «спектакли-прогулки».
— Если брать классическое понимание и представление об этом жанре, то ничего такого не будет. Но, на мой взгляд, весь наш фестиваль — один большой «променад». Сад им. Баумана — маленькая и уютная территория, и у нас будет всё проходить на разных площадках. У нас есть какие-то представления, которые будут идти в течение всего дня, но еще будут две основные площадки, между которыми гостям и придётся ходить. Но пока идёшь от одной площадки к другой, хочешь — не хочешь, ты куда-то попал, что-то увидел, где-то тебя задействовали. То есть такого отдельного спектакля у нас не будет, но весь фестиваль — это «променад-театр», где надо ходить и всё смотреть, потому что если сядешь, например, у знаменитой «Ракушки, то фестиваль не увидишь — нужно встать, пойти в другой конец сада, потому что там уже другой спектакль играют.
— Знаю, что у вас намечены ещё и выступления в жанре «сторителлинг» — как это будет выглядеть? Мне кажется, это ещё не совсем освоенный для России вид театрального искусства.
— Если мы говорим про театральный «сториттелинг», то, наверное, это пока ещё не так популярно. Хотя, если посмотреть, то он заявлен на огромном количестве уличных фестивалей, которые были в Москве. Но технология «сторителлинга» — рассказывания историй — в бизнесе используется очень давно, люди советуют презентации делать в этой технологии, чтобы не просто отчитываться, а рассказывать увлекательные и познавательные истории. Чем это привлекательно? Тем, что артист говорит не заученный текст «Гамлета», а рассказывает какую-то историю, в которой он чувствует отклик своих переживаний, которыми он хочет поделиться. И в этом смысле «сторителлинг» — это то, что вливает свежую кровь в театр, который многие воспринимают как что-то уже замшелое, когда со сцены произносят в сотый раз один и тот же текст, и зрители уже не верят этим акт1рам. А тут ты видишь людей, которые тебе искренне рассказывают историю. Но есть сложный момент: во-первых, эта история должна тебя действительно как-то задевать, и ты должен её рассказывать для той публики, которая здесь и сейчас перед тобой. Вот собрались люди в саду им. Баумана, весёлые и позитивные, вот я им рассказываю так, а если пришли какие-то скептически настроенные подростки, то история уже будет иначе строиться. Ребята из «Мастерской сторителлинга» в Центре им. Вс. Мейерхольда были у нас на передаче и будут на фестивале. И это ещё одна грань театра, которая, на наш взгляд, очень интересна — это что-то выходящее за рамки привычного. Человек может рассказывать сказку, может рассказывать реальную историю про средневековых персонажей, но нет никаких спецэффектов, ни света, ни звука, ни грима. То, как человек в повседневной одежде до вас доносит эту историю и как она рождается в вашем воображении — вот что самое ценное в «сторителлинге».
— Сколько всего будет театральных коллективов?
— Точную цифру я, наверно, даже не назову — около 14. Это потому, что в ситуации с молодыми уличными театрами очень многие артисты работают в разных объединениях, и иногда очень трудно сказать, что это за труппа выступает — вроде называется так, а смотришь и понимаешь, что вот этого артиста ты видел в другом спектакле, а этого — в третьем.
— Будет ли музыка на фестивале в виде отдельных представлений или исключительно в рамках театральных спектаклей?
— Будет «Геликон-опера», будет спектакль Театра на Малой Бронной под названием «Киномания-бэнд» — ребята исполняют кино-хиты, это выросло из студенческого спектакля. С Liquid Theatre работает уличный оркестр «Пакава Ить». То есть каких-то специальных музыкальных звёзд мы не приглашаем, но музыки будет много.
— Наверное, трудно пока говорить о будущем фестиваля, но всё же — планируете ли делать его ежегодным или, может быть, расширить географию?
— Будет видно — пока мы настроены на 14 сентября. Но хочется это делать регулярно, вопрос только, как часто — раз в год, раз в полгода, тут уже надо думать, смотреть и понимать, как это правильно сделать. Делать его на открытом воздухе или в другом виде? Что касается всей России — не уверен, мы всё-таки канал московский, и нам важно и интересно показывать то, что происходит в нашем городе. В Москве происходит много чего, но обсуждают пять театров: скандал здесь, тут кого-то уволили, там театр закрыли. А когда люди придут к нам в сад им. Баумана, они увидят, какой на самом деле театр, и что не обязательно покупать за 5000 билеты на галёрку — вход на наш фестиваль будет свободным — а можно прийти, увидеть и получить эмоции, потому что всё-таки важны мысли, которые возникают по поводу увиденного. Так что пока грандиозных планов мы не строим, а готовимся к 14 сентября. Рекомендую приходить к полудню, потому что начнется всё с шествия. Участники фестиваля пройдут по главной аллее через весь сад — с музыкой и танцами. Продлится всё до 23 часов, будет еда, так что можно не уходить и провести на фестивале весь день. Но самое важное — приходить с открытым сердцем и готовностью всё воспринимать и участвовать. Актёры будут ходить по саду и вовлекать зрителей в действо — и не всегда понятно, спектакль это или нет.