Примерное время чтения: 4 минуты
7136

Леонид Парфёнов: «На фото Прокудина-Горского Россия — очень яркая страна»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. Сборная России. Исполняется «а капелло» 11/06/2014
Журналист Леонид Парфенов.
Журналист Леонид Парфенов. / Валерий Левитин / РИА Новости

12 июня в 23.50 Первый канал покажет документальный фильм Леонида Парфёнова  «Цвет нации» о пионере цветной фотографии в России, создателе «Коллекции достопримечательностей Российской империи» Сергее Прокудине-Горском.

Специалистам хорошо известно это имя, но широкая общественность за редким исключением почти ничего о нём не слышала и вряд ли хорошо знакома с его знаменитой коллекцией фотографий, на которых Россия перед революцией была запечатлена в цвете. Накануне премьеры автор фильма ответил на вопросы «АиФ».

Автопортрет Сергея Прокудина-Горского, 1912 год
Автопортрет Сергея Прокудина-Горского, 1912 год. Фото: Public Domain

Наследники СССР  

- Вы много раз говорили о том, что мы потеряли «ту» Россию. И нынешняя ничего общего с запечатлённой на ф­отографиях Прокудина-Горского не имеет. Что вы и­мели в виду? Ведь и сегодняшний Египет ничего общего с Древним Египтом тоже не имеет.

- Я про это тоже говорю. И как для сегодняшней Греции та Греция - древняя, так и для нас царская Россия - это древняя цивилизация. Мы в течение одного века живём уже в третьей стране. Нынешняя Россия - это всё-таки страна, произошедшая от Совет­ского Союза, а не от царской Р­оссии.

Конечно, остаются и великая русская музыка, и русская литература, но мир, запечатлённый Прокудиным-Г­орским, не сохранился, а главное, он не наследовался - уничтожался. У нас же не осталось традиций того купечества, офицерства, чиновничества, аристократии. А потом, как бы ещё раз обнулив результат уже советской цивилизации, у нас заново возникли предпринимательство, духовен­ство, не гонимое в­ластью, и прочее.

Николаевский собор в Можайске, 1911 год
Николаевский собор в Можайске, 1911 год. Фото: Public Domain / Сергей Прокудин-Горский

- Как вы это всё раскопали?

- В кругу специалистов и людей интересующихся это известный феномен. В начале 2000-х прокудинская коллекция была оцифрована Б­иблиотекой Конгресса США и выложена в открытом д­оступе. И с тех пор её может видеть каждый. Наше дело было выбрать характерные примеры и взглянуть с­егодняшними глазами на места, которые были сняты 100 лет назад. Приехать и постараться поставить к­амеру более или менее в ту точку, где стоял штатив Прокудина‑Горского, взять тот же ракурс. Совместить и увидеть, а что же, собственно, произошло.

- Подозреваю, что вы испытали чувство горечи, объезжая эти места... Ведь всё очень сильно изменилось.

- Без утрат, конечно, нет ни одного места. Многие из них изменились настолько, что на местности ни к чему нельзя привязаться. Горько, что эти разрушения произошли неестественным путём. Каждый раз это были преднамеренные действия людей.

Крестьянки в деревне Горицы, 1909 год
Крестьянки в деревне Горицы, 1909 год. Фото: Public Domain / Сергей Прокудин-Горский

Яркая страна 

- Какое впечатление на вас произвели люди, запечатлённые на этих фотографиях?

- Главное впечатление от фотографий людей - то, какая это была яркая страна. Сейчас, когда в театре ставят, например, «Вишнёвый сад», то баре в белом, а х­олопы - в какой-то некрашеной мешковине. А на фотографиях Прокудина-Горского сидит бригада из 15 мужиков на уральском руднике. Из них четверо в розовых рубахах, трое - в салатовых, двое - в красных, ещё кто-то - в синих в белый горошек. А с­амые роскошные - сарафаны у к­рестьянских девочек в д­еревне Топорне близ Кириллова. Это мои любимые г­ероини прокудинских ф­отографий и нашего фильма. По яркости, смелости, неожиданности, выдумке там ф­антастическое сочетание цветов.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах