Мальчик из хорошей семьи
Его имя зачаровывало советских женщин ничуть не меньше, чем волшебный голос. Полад Бюль-Бюль Оглы — как непонятно и романтично звучит. Да и в переводе сплошная романтика — Полад, Сын соловья.
Полад Мамедов обрёл столь изысканное имя благодаря отцу, Муртузе Мамедову. Тот ещё в раннем детстве прославился необычайным музыкальным талантом. За великолепный голос, которым мальчик исполнял азербайджанские народные песни, он заслужил прозвище Бюльбюль — «соловей».
С годами Бюльбюль стал не только исполнителем народных песен, но и знаменитым оперным певцом, удостоенным звания народного артиста СССР.
Муртуза Бюльбюль был не только известным певцом, но и создателем новой азербайджанской вокальной школы, объединившей в себе восточные и европейские певческие традиции.
В 1945 году, когда Муртузе было под 50, у него родился сын, которого назвали Поладом.
В детстве в мальчике с трудом можно было заподозрить будущую музыкальную звезду. Он жил с родителями в престижном доме в Баку, где обитала партийная и культурная элита республики. На одном этаже с ними жила семья заместителя председателя Совета министров Азербайджана, в которой воспитывался племянник чиновника.
Этот племянник был на три года старше Полада, но стал его закадычным другом. От проделок парочки в ужасе были едва ли не все жильцы дома. После того как в кинотеатрах прошёл фильм «Тарзан», мальчишки бегали по улицам, распугивая прохожих пронзительными криками.
Родным Полада и его друга сочувствовали: в таких достойных семьях растут отпетые хулиганы.
Друга Полада звали Муслим Магомаев.
Великие конкуренты
Несмотря на все проделки, тяга к музыке, передавшаяся от отца, победила. Правда, талант Полада поначалу проявился отнюдь не в вокале. В 15 лет он начал выступать на сцене в качестве аккомпаниатора отца, а чуть позже стал писать музыку и песни.
Среди тех, для кого писал Полад, был и друг детства Муслим Магомаев, уже ставший известным на весь Советский Союз.
Сам Полад как исполнитель занимался азербайджанской народной музыкой, и был известен только у себя в республике.
Здесь ему помог Магомаев, который ввел Полада в круг людей, влиятельных в столичных музыкальных кругах. Шоу-бизнеса в СССР не было, однако музыкальная эстрада представляла собой достаточно жёстко выстроенную иерархическую структуру. С одной лишь разницей — пробиться без таланта на советскую эстраду было нереально, несмотря на деньги и связи.
Но талант у Полада был, его исполнение азербайджанских песен в Москве очень понравилось, и вскоре слава певца уже гремела по всему Советскому Союзу, как и имя — Полад Бюль-Бюль Оглы, «Полад, Сын соловья».
Увы, всесоюзная слава пришла к Поладу, когда его отца уже не было на этом свете...
Конкуренция способна поссорить даже самых закадычных друзей, а тем более, если эти друзья — темпераментные кавказские мужчины.
Спор между Муслимом Магомаевым и Поладом Бюль-Бюль Оглы за звание главной музыкальной звезды Азербайджана продолжался много лет, и отразился на отношениях друзей детства неблагоприятно. Они ссорились, мирились и снова ссорились. Когда в конце 1980-х Полад стал государственным чиновником, охлаждение только усилилось.
Спорить о том, кто был прав, а кто неправ, нет смысла, особенно после того как Муслима Магомаева не стало. Талантливые люди всё равно остаются людьми, со своими слабостями и недостатками.
Вот это кино!
Не просто новая волна, а настоящее цунами всесоюзной славы накрыло Полада Бюль-Бюль Оглы в 1981 году, после выхода на экраны страны музыкально-приключенческого фильма режиссера Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой!».
Изначально ни о какой роли в кино речи не шло. Гусман обратился к Поладу как композитору, попросив написать музыку к фильму. Тот за короткий срок написал двенадцать композиций.
Однако когда стали подбирать исполнителей, которые должны были спеть за главного героя, влюблённого певца Теймура, ни один Гусмана не устроил. И тогда он предложил Поладу Бюль-Бюль Оглы спеть самому. Получилось прекрасно, но возникла новая проблема — не получалось подобрать актёра, чья внешность «сошлась» бы с голосом певца.
И в итоге Гусман предложил роль юного Теймура самому Поладу, которому к тому времени исполнилось 35 лет.
Певец справился блестяще, а фильм имел бешеный успех. Хотя зрители могли его и не увидеть вовсе — в СССР в этот момент начались гонения на каратэ, а герои использовали в фильме приёмы этой борьбы. Вмешались азербайджанские борцы, которые убедили чиновников, что в фильме показывается не каратэ, а приемы азербайджанской народной борьбы. Уловка сработала, и фильм вышел на экраны.
В период распада СССР поклонникам «Сына соловья» стало не до музыки. А он сам неожиданно для многих перешёл на государственную службу, приняв предложение стать министром культуры Азербайджана.
Господин посол
В хаосе конца 1980-х - начала 1990-х, охватившем Азербайджан, многие культурные ценности в республике сохранились исключительно благодаря высокому авторитету и личному вмешательству Полада Бюль-Бюль Оглы.
В 2006 году ему была поручена дипломатическая работа — Полад Бюль-Бюль Оглы стал послом Азербайджана в России. Его певческая популярность помогает в налаживании связей между двумя странами. Не забывает господин посол и о своей музыкальной карьере, записывая новые песни.
В ноябре 2013 году в Баку публике был представлен новый фильм Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой! 1919». Тридцать лет спустя режиссёр вернулся к своему лучшему фильму, сняв его продолжение. В роли постаревшего, но все такого же неотразимого красавца Теймура снялся Полад Бюль-Бюль Оглы, ставший также и композитором картины.
Кстати, именно Теймуром зовут сына уважаемого господина посла. Теймур Полад оглы Бюль-Бюль продолжил музыкальную династию, и ныне является концертмейстером группы фаготов Государственного оркестра имени Чайковского, нося высокое звание заслуженного артиста России.