Художник, книжный график, живописец, участник международных выставок Евгений Русак:
Пока расстроенные автолюбители во Франции танцуют на улицах и, не отходя от этих прекрасных занятий, тут же жгут машины, давайте я расскажу вам другую историю про эту замечательную страну. Историю о кино, ароматах и Париже.
Началось это все в далеком 1956 году. Тогда еще почти никому не известный Альбер Ламорис снял свой неподражаемый «Красный шар» (Le Ballon Rouge) — трогательный короткометражный фильм о детстве, дружбе и волшебстве. Если вы ничего не знаете о Ламорисе — то очень жаль и совершенно непонятно, как такое с вами могло приключиться, но, коль оно, как я вижу по вашим лицам, все-таки с вами произошло, то давайте я тогда уж тогда два слова о нем скажу. Родился он 13 января 1922 года в Париже. Потом, понятное дело, кое-как учился, потом недолго был фотографом, а потом сразу как-то раз — и стал кинорежиссёром. Ну как кинорежиссёром, наверное, сейчас бы так о нем никто не сказал, потому как снимал он большей частью короткометражки. Для детей. Тем и прославился. Его первый фильм — «Бим». Снял он его в 1950 году. Потом была «Белая Грива», в 1953. И «Белая Грива», кстати, получила Гран-при в Каннах. Детская короткометражка — Гран-при в Каннах, представляете? Ну вот. А в 1956 Альбер снимает свой «Красный шар», который получает Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале в 1956 году и Оскар за лучший сценарий в Штатах в 1957.
Ну вот. «Красный шар». Главную роль исполняет сын режиссёра, Паскаль. Но это в жизни он Паскаль, а в фильме его никак не зовут. В фильме он просто Мальчик. А сюжет такой: Мальчик по дороге в школу находит большой красный воздушный шар, привязанный к столбу. Он отвязывает шар, идёт с ним в школу, просит служителя на входе в школу подержать шар во время уроков, а после уроков забирает его и возвращается домой, где его мама отбирает шар и выпускает его в окно. Но тут Мальчик с удивлением обнаруживает, что шар, вместо того, чтобы улететь, остаётся у окна, а утром самостоятельно следует за ним в школу. Ну и потом шар становится другом мальчика и следует за ним всюду по улицам. А во время уроков шар ждёт с внешней стороны окна школы. Вот такой хороший у Мальчика друг. Правда, из-за этого друга Мальчика в какой-то момент выгоняют с урока и запирают в кладовке. А потом его вместе с шаром выгоняют с церковной службы. Но зато потом, на улице, Мальчик встречает девочку, несущую голубой шар, и красный шар чуть было не уходит за голубым, но всё же решает остаться. Почти в самом финале фильма за Мальчиком и шаром начинает охотиться уличная банда малолетних хулиганов, и в конце концов им удаётся захватить шар и расстрелять его из рогатки. После этого все воздушные шары Парижа поднимаются в воздух, прилетают к Мальчику и поднимают его над землёй. В финальной сцене фильма он летит над городом на связке шаров. Очень красиво летит. Ну, конечно, немного грустно, но — очень красиво. Фильм удивительный и очень трогательный и если вы не видели еще — то непременно посмотрите. Потому как, по-моему, все, кто его смотрел, что-то такое находили в себе невероятное и волшебное. Правда-правда. Этот фильм вдохновил бесчисленное количество художников, сценаристов, скульпторов и рекламщиков. Но я хочу рассказать только об одной такой истории.
В 2009 году фотограф Тим Уокер подписал контракт, сделавший его креативным директором рекламной кампании Miss Dior. Собственно, произошло это именно потому, что Франсуа Демаши, который, как мы все помним, с 2006 года является главным парфюмером Christian Dior Perfume, увидел в концепте, представленном Тимом, ссылки на то, что он хранил в себе много-много лет, оберегал, холил и лелеял. Он увидел там прямые ссылки на «Красный шар». И понял, что аромат, который они сейчас выводят на рынок — именно такой. Аромат детства, нежности, радости, доброты и полета. И не важно, что Жан Карль и Поль Ваше, создавая когда-то первый Miss Dior, наверняка думали совсем о другом. Что смешивая эту революцию в мире ароматов, где помимо шипра звучали и гардения, и испанский мандарин, и ирис, и сандал, и амбра, и жасмин, ну и, понятное дело, знаменитый шлейф индонезийской пачули, они, вот сто процентов, были расчетливы и спокойны, и действовали больше как маркетологи, понимая, что сейчас нужно рынку. Всё-таки своё имя Miss Dior получил именно в честь младшей сестры Кристиана Диора — Кэтрин Диор. И этот женственный и невероятно нежный, на фоне строгих и горьковатых парфюмов того времени, аромат, действительно когда-то являл собой настоящее торжество искренности, радости и любви. Правда-правда. Так и было.
Ну а для многих художников всех стилей послевоенного поколения Франции эти понятия прочно срослись с образом, созданным когда-то Альбером Ламорисом в «Красном шаре». Ну и дальше все полетело. Буквально и не очень. Белорусская модель Марина Линчук тоже парила над Парижем, уже невероятно знаменитая София Коппола (ну да, когда-то та самая девочка в сцене крещения в «Крёстном отце», а в 2009 уже одна из трех женщин-режиссеров получивших «Оскар» — она получила его за «Трудности перевода», как мы все помним) подключается к кампании и снимает великолепный рекламный ролик, и снова — с прямыми цитатами из «Красного шара». И все были в восторге. И все говорили о том, как это всё невероятно, и как все совпадает, и как совершенно точно удалось поймать соответствие аромата и полета, и так далее и тому подобное.
Ну а мне тогда подумалось, что госпожа Линчук, конечно, прекрасна, но в этой рекламе она болтается, как будто её кто-то подвесил над Парижем на вбитый в небо гвоздь, а в финальной сцене Le Ballon Rouge Мальчик летит. И в этом всё отличие искренности короткометражек от выверенного обаяния рекламной кампании Miss Dior.
Собственно, вот, на сегодня это всё. Спасибо, что дочитали. Не грустите. И чаще представляйте, что вы летите просто так. А не потому, что рынок сегодня готов к картинке с полетом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции