Москва город большой и имеет много прозвищ, начиная от обыденной столицы до пришедшего из интернета определения «дефолт-сити». Но Москва еще и мегаполис с миллионами жителей, некоторые районы которого, разумеется, более престижны, чем другие. Какие-то из этих районов прославились на всю страну — хотя бы та же приснопамятная Рублевка, ставшая символом богатства и власти. Новый сериал Первого канала посвящен Садовому кольцу — когда-то по нему проходили валы и стены Земляного города, а сейчас оно является показателем статуса тех, кто живет в его границах.
Сериал «Садовое кольцо» рассказывает о семье преуспевающего бизнесмена Андрея Смолина (Анатолий Белый). У него есть красавица жена Вера (Мария Миронова) и сын Илья (Виктор Буй), который уже учится в институте. В семье достаток, они живут в самом центре Москвы, а фирма Андрея готовится подписать крупный контракт с зарубежными партнерами. Но внезапно все рушится. Илья бесследно исчезает, сделка с иностранцами на грани срыва, а кредиторы требуют возврата долгов, отдать которые он не может. Полиция исчезновение сына почти не расследует, Андрей подозревает, что это месть за просроченный долг, а Вера портит отношения с друзьями, когда раскрывает интрижку, устроенную Борисом (Максим Виторган) — она считает, что его любовница связана с исчезновением Ильи.
Придумал сериал Валерий Тодоровский, обе ипостаси которого — режиссер и продюсер — почти неотделимы друг от друга. Среди его режиссерских работ — фильмы «Стиляги» и «Большой», нашумевший сериал «Оттепель», а среди продюсерских — сериал «Оптимисты». В «Садовом кольце» он решил рассказать об обитателях центра Москвы, которые достигли такого уровня богатства, что уже живут в полном отрыве от реальности, в своем собственном мире. Причем рассказать о них он хотел «не на уровне сказки о Золушке», поэтому превратил фильм в социальный триллер с элементами криминальной драмы и мелодрамы.
Сценарий к картине написала Анна Козлова («Краткий курс счастливой жизни»), а поставил «Садовое кольцо» стал Алексей Смирнов — недавний выпускник ВГИК и сын режиссера Андрея Смирнова. Для него этот сериал — дебютный проект, но Тодоровский взял его не потому, что он чей-то родственник: «Он просто пошел и снял некоторые сцены из сценария, и полученный им материал оказался очень убедительным».
Убедительным получился и итоговый результат. «Садовое кольцо» начинается медленно, и поначалу обилие персонажей сбивает с толку, а разобраться в их взаимоотношениях с ходу непросто. Но постепенно все герои получают собственные характеры, цели и даже сюжетные линии — пусть иногда и не слишком длинные. Все это разветвляется, сходится в каких-то ключевых точках, снова расходится на почтительное расстояние — чтобы собраться уже новым паззлом и с новым смыслом.
Конечно, основной сюжет все же посвящен похищению сына главных героев — именно это событие стало катализатором изменения поведения персонажей и проявления ими чувств, о существовании которых они, казалось, забыли напрочь. Не забыта и криминальная составляющая — Тодоровский и Смирнов словно вернули в Москву 2010-х в основательно забытые 90-е, с закрытыми масками лицами киллеров и предупредительными выстрелами в направлении оппонентов.
Тодоровский считает, что сериал получился не похожим на то, что обычно показывают по телевидению — по степени откровенности и честности взгляда на окружающий мир. Но для него это эксперимент, сумевший попасть в эфир во многом благодаря Чемпионату мира — двенадцать серий «Садового кольца» канал будет показывать не в прайм-тайм, который в ближайший месяц плотно занят футболом, а после того, как болельщики узнают счет очередного матча.