69-й Каннский фестиваль войдёт в историю как один из самых скандальных в истории конкурса, а ведь мог стать одним из самых значимых... В этом году престижный киносмотр отличала блестящая программа, целая дюжина именитых режиссёров боролась за «Золотую пальмовую ветвь»: Педро Альмодовар («Джульетта»), братья Дарденн («Незнакомка»), Пол Верховен («Она»), Джим Джармуш («Патерсон»), Брюно Дюмон («В тихом омуте»), Пак Чхан Ук («Служанка»), но все они так и не получили ожидаемых наград. АиФ.ru рассказывает, чем запомнится Каннский фестиваль – 2016.
Чёрный юмор
69-й кинофестиваль начался с неприятного инцидента. Гостей самого престижного в мире киносмотра чуть было не распугали участники акции, переодевшиеся террористами. Компания, позиционирующая себя как интернет-аукцион для миллиардеров, подготовила неуместное постановочное шоу на территории отеля, где остановились голливудские звёзды. В первые дни Каннского киносмотра ни о чём не подозревающие гости увидели, как к ним приближается катер с «боевиками» в муляжах поясов-смертников.
Победители Каннского кинофестиваля – 2016
Сложно представить, чтобы гости смогли оценить подобный чёрный юмор, учитывая тот факт, что 13 ноября прошлого года Франция подверглась серии терактов, в ходе которых боевики подрывались и расстреливали людей на улицах Парижа. Постояльцы отеля были всерьёз напуганы, за что интернет-компании теперь грозит приличный штраф.
Примечательно, что в ходе пиар-акции должна была быть задействована аналогичная команда, одетая спецназовцами, однако их катер задержала береговая охрана.
Громкий провал
На неудачном постановочном шоу криминальная история 69-го Каннского фестиваля завершилась, зато для многих началось время несбывшихся надежд. Всем хорошо известно, что журналисты престижного киносмотра могут как вознести до небес талантливого кинематографиста, так и в одночасье разрушить его карьеру. Традиционно в Каннах собираются лучшие из лучших критиков, которые никогда не скрывают своих эмоций во время просмотра фильма: аплодируют на интересных сценах и свистят, если им что-то не нравится (на этот случай в фестивальном мире есть даже специальный термин — «забукивание»).
Так вот «забукиванию» в этом году было подвергнуто сразу несколько фильмов, и самым неожиданным из них стало освистание картины «Персональный покупатель» французского режиссёра Оливье Ассайаса с Кристен Стюарт в главной роли. Ещё до открытия киносмотра критики окрестили Стюарт королевой Канн (актриса снялась сразу в двух представленных на фестивале фильмах), но, как оказалось, история о девушке-медиуме мало кого впечатлила. На кинопоказе в самые драматические моменты зал смеялся над героиней Стюарт, а многие и вовсе демонстративно покидали зал.
Ещё один абсолютный провал ожидал фильм «Последнее лицо», который срежиссировал известный актёр Шон Пенн. Звезда фильма «Игра» представил зрителям картину, посвящённую гуманитарным миссиям в ООН и Африке с Шарлиз Терон и Хавьером Бардемом в главной роли. Однако неуместный смех в зале начался уже на 10 секунде фильма. Зрители хохотали на самых драматичных сценах, потому что они были сделаны по самым примитивным штампам картин об африканских войнах. Сразу после просмотра драмы многие журналисты написали, что «Последнее лицо» стало худшим фильмом Каннского фестиваля – 2016, и советовали Пенну заниматься благотворительностью в пользу голодающих Африки, а не снимать про это кино.
Не на своём месте
Главной неожиданностью 69-го Каннского фестиваля стало подведение итогов и раздача призов. Впервые в истории конкурса мнение профессиональных критиков и жюри кардинально разошлись. Подобный результат многие журналисты уже окрестили близорукостью и непрофессионализмом судей.
В этом году председателем жюри, которое судило работы лучших режиссёров мира, был назначен Джордж Миллер, чья последняя работа «Безумный Макс: Дорога ярости» попала в оскаровские номинанты, но главной награды так и не получила. Компанию ему составили: американская актриса Кирстен Данст, французская актриса Ванесса Паради, канадский актёр Дональд Сазерленд, датский актёр Мадс Миккельсен, итальянская актриса и режиссёр Валерия Голино, иранский продюсер Катаюн Шахаби, французский режиссёр Арно Деплешен, венгерский режиссёр и сценарист Ласло Немеш.
Как видно, в составе жюри аж пять актёров и только один из них (Сазерленд) имел опыт работы с великими кинематографистами Бернардо Бертолуччи и Федерико Феллини. Именно отсутствием среди судей фестиваля историков кино и критиков можно объяснить странный выбор фильмов-победителей, который сегодня обсуждается во всём мире. И если с новым обладателем «Золотой пальмовой ветви» британским классиком Кеном Лоучем, который представил фильм «Я, Дэниэл Блэйк», ещё можно смириться, то остальные триумфаторы у профессионалов вызывают лишь недоумение.
Гран-при досталось фильму «Это всего лишь конец света». Его привёз в Канны самый молодой участник конкурса канадец Ксавье Долан, который лично признавался журналистам, что из-за нехватки денег на хорошую голливудскую постановку ему пришлось взяться за плохую французскую пьесу об умирающем писателе.
Приз за режиссуру разделили между собой румын Кристиан Мунджиу с социально-аналитическим фильмом «Выпускной» и Оливье Ассайас, чей «Персональный покупатель» «забукали» критики. Главную женскую награду получила Жаклин Хосе из филиппинского фильма «Мама Роза», которая, по мнению профессионалов, справилась со своей ролью хуже, чем немка Сандра Хюллер или бразильянка Соня Брага. А лучшим актёром среди мужчин был признан непримечательный Шабаб Хоссейни, сыгравший главную роль в иранском фильме «Коммивояжёр».
И пока критики пытаются осмыслить результаты главного конкурса, а самые достойные приходят в себя после неожиданной неудачи, российские зрители могут отмечать победу. Нашим кинематографистам Канны принесли хорошие новости — фильм Кирилла Серебренникова «(М)ученик», представленный на фестивале в программе «Особый взгляд», получил престижный приз имени Франсуа Шале.