Семейную творческую пару Меркулова — Чупов зрители хорошо знают по побившему рекорду кассовых сборов блокбастеру «Салют-7», нашумевшей картине «Интимные места», получившей массу премий на фестивалях, и мистической трилогии про Гоголя. Уже сейчас можно сказать, что новую ленту ждет не менее славная судьба, чем у других картин семейного тандема. Например, «Человек, который удивил всех» был включен в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля в номинации «Горизонты». Актриса Наталья Кудряшова, исполнившая жену главного героя, получила приз за лучшую женскую роль.
«Человек, который удивил всех», безусловно, стоит в стороне от всего того, что снимали режиссёры раньше. Впрочем, Наташа Меркулова сказала это еще на момент съемок: «Новый проект кардинально отличается от всего того, что мы делали до этого».
Пожалуй, единственное, что роднит мистическую трилогию о Николае Васильевиче с новым фильмом — роль леса. Природе и там, и там режиссёрами отводится отдельная роль. Лес — не антураж, но полноценный участник действия.
Кстати, натуру снимали под Тверью. «Хотя по задумке должна была быть Сибирь. Жаль, но отправиться за натурой на Байкал, как я хотела, не позволил бюджет», — говорит сибирячка Меркулова, которая выросла в деревне Едогон Тулунского района.
По сюжету житель сибирской деревни Егор Коршунов (Евгений Цыганов) работает егерем, у него прекрасная семья, жена ждет второго ребенка. В самом начале картины герой обнаруживает при обходе леса браконьеров, которые тащат добычу. В итоге он убивает обоих преступников — одного выстрелом, другого — в рукопашном бою. Физически Егор чрезвычайно силен — и эта деталь немаловажна для понимания всего происходящего дальше...
Егерь знает, что смертельно болен — у него рак в терминальной стадии. Судя по тому, что у героя случаются обмороки, можно предположить, что болезнь поразила мозг. Слышим страшный диалог с врачом (Амаду Мамадаков), выдающим лекарство, которое на время купирует боль. «Вы сказали, у меня есть два месяца» — «Я не сказал «два месяца». Я сказал «месяца два».
Зная о своем скором уходе, герой Цыганова ведет себя как настоящий мужчина. Спокойно продолжает делать свое дело и по работе, и по дому. Кладет деньги на сберегательный счет, чтобы жена могла снять их на его похороны и содержание детей, одного из которых ему не суждено будет воспитывать. Таблетки от боли прячет в сарае и никому в семье не говорит о недуге — чтобы не волновать беременную жену, сына-подростка, пожилого свёкра в исполнении мэтра российского кино Юрия Кузнецова.
Совершенно случайно — у Егора случается обморок при починке крыши — о болезни узнают все. И снова герой Цыганова невозмутим, говоря жене: «Картошку уберем и я в хоспис». Но Наталья (Наталья Кудряшова) обходит деревню, собирает деньги — в город неподалёку приезжает врач-светила (Максим Виторган). Сердобольные жители зачастую отдают Наталье последнее, лишь бы помочь Егору, председатель колхоза Захар (Павел Майков) приносит в дом Коршуновых крупную сумму из резервного фонда, подчеркивая, что былые обиды забыты... И это тоже немаловажная деталь — больному, но «нормальному мужику» деревенские готовы помогать. Естественно, Коршунова не спасают ни медицинский гений (слишком поздно), ни шаманка (Елена Ворончихина). К ней отводит героя Цыганова жена, готовая на всё, чтобы спасти мужа. Позже мы видим сидящих в лесу пьяную беззубую знахарку и Егора. Та говорит, что деньги вернуть не может — потратила на водку. И напевает песенку, взятую из сибирского эпоса — как селезень обманул саму смерть, обернувшись уточкой.
Именно этот нюанс становится ключевым в картине. Егор Коршунова решает победить смерть, обманув её. Он покупает женское бельё, колготки, кричаще-красное дешевое платье, полусапожки на каблуках и переодевается во всё это. В ход идут красная помада, тушь для ресниц, лак для волос. С героем происходит то, что трудно предположить в реальной сибирской глубинке и больше походит на сказку. Но именно это инодопущение авторов картины позволяет глубже исследовать человеческую природу. Авторы говорят: выживает сильнейший, а если ты становишься слабым, «ненормальным», с точки зрения обывательской морали, то должен погибнуть. Слабым и странным в этом мире не место. Тебя бьют все. Даже вчерашние друзья. И даже сына «гомосека» будут гнобить и избивать — за отца.
Герой Цыганова меняется не только внешне, но и внутренне. Идёт на деревенскую дискотеку в мини-платье и танцует, виляя бедрами абсолютно «по-женски». И здесь нет никакой гомосексуальной проблематики в подсознании персонажа, нет никакого гендерного самоопределения, когда мужчина перед смертью вдруг решил реализовать свои тайные фантазии и переодеться в женское. Просто смерти боятся даже настоящие мужики.
Когда деревенские во главе с председателем требуют от Коршунова прекратить этот цирк с переодеваниями, он молчит. И когда вчерашние друганы бьют его ногами в живот, он скрючивается на земле и не сопротивляется. А ведь еще недавно он вступил в схватку с вооружёнными браконьерами и победил! Но теперь он — женщина. Которая не умеет драться. «Она» может только убегать от обидчиков. Страшная сцена, когда Егора гонят в его женском наряде по лесу, как зверя, сопровождая типичными охотничьими криками: «Загоняй на меня». Лес, где еще так недавно органично смотрелся егерь Коршунов в своей камуфляжной форме, становится ему врагом, где подстерегает опасность, издевательства. В своем красном платье Коршунов сам становится раковой опухолью в организме сибирской деревни, поэтому от него хотят избавиться. Во время изнасилования «гомосека» в лесу шабашниками, Егор теряет сознание. Урки, испугавшись того, что он не дышит, прекращают издевательство. Только мертвую «белую ворону» оставляют у нас покое, говорят авторы.
В картине — блестящая работа эстонского оператора Марта Таниэля. Когда камера отдаляется от неподвижного, распластанного по земле тела в красном платье, становится трудно дышать.
Вероятно, когда картину снимают мужчина и женщина, в их картине получается идеальный баланс мужского и женского. Актриса Наталья Кудряшова, исполнившая супругу Егора, великолепна. Она — воплощение чисто женского принятия, доброты, и даже, если хотите, всепрощения. Жена, еще вчера в ужасе выгнавшая из-за всех внешних «новшеств» мужа жить в баню, через какое-то время принимает любимого человека со всеми его переменами. Наталья Коршунова приходит в лес в неотапливаемую сторожку, куда удалился Егор. Женщина моет тело мужа, покрытое синяками и ссадинами, подкрашивает ему губы и ресницы, приносит продукты, растапливает печь... Человеку нужно тепло. Во всех смыслах этого слова. Звучит хит «Би-2» и Чичериной «Мой рок-н-ролл». Действительно, разве можно разлюбить близкого человека только потому, что он надел не то, что носил обычно? Почему бы не заплести ему в волосы ленту, если он хочет теперь выглядеть иначе... А потом жена ложится с Егором спать и он зарывается ей носом в волосы... Они — вместе. Ничего не изменилось.
Заканчивается история Егора в хосписе. Конечно, это тоже сказочная деталь. Откуда в глухой деревне в Сибири такое учреждение? Хоспис — тоже образ. Белая ворона должна быть изолирована, убрана с глаз, ликвидирована.
Безусловно, «Человек, который удивил всех» — это не рассказ про ракового больного. Это история про то, как человек быстро становится изгоем, если вдруг нарушает привычные правила игры.
Оценка? Пять из пяти. Стоит ли смотреть? Однозначно, да, если вы любите «вдумчивое» кино, а не «стрелялки». Но только будьте готовы, что после этого фильма некомфортно и даже боязно выходить на улицу, настолько сильная эта история. Ты понимаешь: на месте главного героя — и это не про переодевание — может оказаться каждый.