Фильм про одну из самых загадочных советских шпионок появился в благодатное время. Феминизм нынче в моде, женские герои востребованы в любом жанре, примеры сериала «Рассказ служанки» или супергеройских фильмов про Чудо-женщину и Капитана Марвел выглядит привлекательно с любой точки зрения — хоть с финансовой, хоть с премиальной. И было делом времени появление шпионских боевиков, основанных на реальных событиях. «Солт» и «Красный воробей» уже были, но там действовали полностью вымышленные героини.
С женщинами в таких фильмах по понятным причинам дело обстоит не так просто, особенно если речь идет о синтезе военной драмы о Второй мировой и шпионской истории. Но создатели фильма «Код „Красный“» нашли своего персонажа, хотя и с сомнительным прошлым.
Прототипом главной героини картины стала Мелита Норвуд, дочь эмигранта из Латвии, убежденная коммунистка, которая около сорока лет передавала в СССР различные секретные сведения, в том числе и о проводимых в Англии исследованиях по ядерной программе. Раскрыли Норвуд уже в конце девяностых, когда она давно отошла от дел. Ее так и не судили в силу почтенного возраста: Норвуд к тому времени было уже 87 лет. Она умерла в 2005 году на 94-м году жизни. В СССР агент под кодовым именем «Хола» считалась очень ценным источником информации: она с начала тридцатых работала секретарем-референтом в Британской ассоциации научных исследований в области цветных металлов, через её руки проходила вся документация этой организации. Особую ценность для страны Советов Норвуд приобрела, когда ассоциация, в которой она работала, стала частью британского ядерного проекта. Не исключено, что сведения, добытые миссис Норвуд, помогли провести испытания советской атомной бомбы уже в 1949 году, а не позже. Английская бомба, кстати, была испытана лишь через три года, в 1952.
При этом Мелита Норвуд работала не за деньги, а за совесть. Она была убежденной коммунисткой, в тридцатые годы вступила в Компартию Великобритании, а после разоблачения заявила, что передавала секретные сведения в СССР, чтобы помочь предотвратить поражение первого социалистического государства. У нее не было полноценного технического образования (она недолго училась в университете Саутгемптона), возможно, она даже не понимала, какие именно сведения передает советской разведке, но факт остается фактом: этого агента в КГБ ценили едва ли не выше знаменитой Кембриджской пятерки.
Впрочем, фильм «Код „Красный“» поставлен не по реальной биографии Мелиты Норвуд, а по ее романтизированной версии: в основу сценария легла вышедшая в 2013 году книга британской писательницы Дженни Руни «Красная Джоан».
Героиня картины носит имя Джоан (Софи Куксон, известная по участию в «Kingsman»), она училась в Кембриже на физика, а после получения диплома с отличием устраивается ассистенткой в компанию, которая занимается секретными исследованиями. Но ее босс Макс (Стивен Кэмпбелл Мур) замечает высокий интеллект своей секретарши и начинает советоваться с ней по различным рабочим вопросам. Замуж, правда, не зовет: он уже женат, и жена не дает ему развода.
У Джоан, впрочем, тоже есть возлюбленный: коммунист Лео (Том Хьюз), ради которого она оказывается в социалистической ячейке и ходит на собрания Коммунистической партии. Лео уговаривает возлюбленную работать на советскую разведку. Связной становится его сестра Соня (чешская актриса Тереза Србова). Джоан соглашается не сразу, а лишь после того, как узнает об угрозе войны, которая обязательно случится, если атомная бомба будет только у стран Запада. И, когда уже пожилую Джоан (заслуженная Джуди Денч) арестовывают, она объясняет полиции и прессе, что войну удалось предотвратить лишь благодаря ее усилиям.
Конечно, Джоан — это далеко не Мелита Норвуд. Авторы британского фильма не могли признать, что их секретные службы проспали шпиона прямо под своим носом, как было в реальной истории. Норвуд не раз оказывалась под подозрением, но даже ее членство в Компартии никого до поры до времени не смущало. Если бы не предатель, раскрывший сеть агентов СССР в Британии, никто бы до сих пор не знал, кто скрывается под псевдонимом «Хола».
Поставил «Код „Красный“» Тревор Нанн, который больше известен как театральный режиссер, работавший на Бродвее и в театрах Вест-Энда: у него много наград за постановки шекспировских пьес и различных мюзиклов. Фильм действительно напоминает мюзикл, правда, без песен и танцев, поскольку со шпионами шутки шутить не стоит. Но любви в картине много.
Влюбившись в Лео, Джоан начала сотрудничать с советской разведкой. Когда перед ней встал выбор, — продолжить нелегальную деятельность или же освободить Макса — она без колебаний выбрала любимого. Мотивы и для того, и для другого поступка у нее самые возвышенные: счастье для человечества и прочее всеобщее благо. Но в целом фильм показывает, как опасна недооценка простых и незаметных женщин, которые просто выполняют рутинную работу. Ведь именно они знают все секреты слишком гордых, чтобы уметь печатать на машинке, мужчин.