Красные браслеты надевают на руку пациентам, которым предстоит операция. У героя сериала Натальи Мещаниновой «Красные браслеты» Олега (Филипп Ершов) таких браслетов шесть: у него был рак бедренной кости, но сейчас главная опасность для жизни позади. Во время беседы с Владасом (Владас Багдонас), взрослым пациентом больницы, Олег узнает о том, какие роли должны быть у членов компании, чтобы она была устойчивой. Себя он назначает Лидером, Вторым лидером становится новенький Дима, у которого тоже рак бедра и которому предстоит ампутация ноги.
Они находят Девушку: Кристину (Стася Милославская), которая пытается вылечиться от анорексии. Умный Антон (Денис Парамонов) лечится от ран, полученных в автомобильной аварии, Красивый Илья (Глеб Калюжный) очень недоволен своим попаданием в больницу и стремится выйти из нее поскорее. А Незаменимый Ромка (Азамат Алиев) третий месяц находится в коме, но может говорить с Димой, когда тот находится без сознания. И вся эта шестерка ищет и находит радости в своем пребывании в больнице: охотится за пирожными в холодильнике дежурной сестры или устраивает вечеринку прощания с ногой.
Но откуда появился этот сюжет?
На собственном опыте
Испанец Альберт Эспиноза в больницу попал в четырнадцать лет: врачи диагностировали у него рак костей, и за десять последующих лет он перенес множество операций. У него ампутировали ногу, легкое и часть печени, шансы на выживание были минимальными, но он смог выздороветь, выучился на инженера в одном из филиалов Политехнического университета Каталонии, но затем связал свою судьбу с искусством: писал сценарии, пьесы, сам играл в фильмах каталонского телевидения.
Книгу — что-то вроде автобиографии — «Желтый мир» Эспиноза написал в 2008 году. Это воспоминания о проведенном в больнице времени. Он рассказал в ней о взрослении в условиях смертельного заболевания, о найденных друзьях и о том, что давало силы бороться за жизнь.
«Жизнь в больнице не так печальна, как кажется, это просто другой опыт. В больнице я был знаком с одним человеком, который всегда говорил, что не грустно умирать, грустно не жить в полную силу. И мы старались жить именно так, хотя и были больны, — говорит Эспиноза. — Мы были веселой компанией друзей, которые, может, и не могли разъезжать на мотоцикле, но вместо него у нас были инвалидные кресла. Мы не могли ходить на дискотеки, но в нашем распоряжении было шесть больничных этажей».
В 2012 году на основе книги был снят сериал «Красные браслеты» (дословный перевод каталонского названия «Polseres vermelles»). Режиссером стал испанский постановщик Пау Фрейксас, с которым Эспиноза уже сотрудничал раньше: он написал сценарий к фильму Фрейкаса «Герои».
По всему миру
Рейтинг у «Красных браслетов» оказался довольно неплохим для испанского телевидения: каждую серию первого сезона смотрело по 2,4 млн зрителей. Ко второму сезону — он вышел летом 2013 года — интерес аудитории снизился (1,4 млн человек на серию), так что третий сезон снят не был. Тем не менее «Красные браслеты» остаются одним из самых успешных испанских телевизионных проектов. Права на ремейки шоу были куплены в США и России.
Американская версия называлась «Общество красных браслетов» (Red Band Society), но оказалась не слишком востребованной. Тринадцатисерийный сезон показывал канал Fox осенью 2014 года, и в итоге по расписанию вышли лишь десять серий: оставшиеся были показаны через несколько месяцев. Такое с качественными европейскими сериалами случается время от времени: они просто не находят свою аудиторию за океаном.
С российской версией получилось намного интереснее. Делать его начали почти одновременно с американской, сценарий взялась писать Наталья Мещанинова (сценарист «Аритмии», режиссер «Комбината „Надежда“» и недавнего хита «Кинотавра»: фильма «Сердце мира»). А потом ей пришлось и поставить сериал. Главные роли, кстати, сыграли совсем молодые актеры из Петербурга и Москвы.
По испанским лекалам
«Мы со сценаристами пытались развивать линии взрослых. И, когда мы пытались их разработать, получалось, что концепция детского мира разрушается. На фоне каких-то взрослых романов невозможно стало представить, что мальчик, например, разговаривает с нами из комы, все это становилось страшно фальшивым. Поэтому мы вернулись к оригинальному сценарию, в котором все показано глазами детей. Мы поняли, что это правильный путь», — рассказывает Мещанинова.
В принципе, отличий от испанской версии в российских «Красных браслетах» почти нет. Одним из главных действующих лиц стал огромный, но условный и стерильный детский госпиталь (его снимали на берегу Черного моря, в Туапсе), в котором шестеро подростков становятся одной компанией, потому что хорошо подходят под заданные роли лидеров, умников или незаменимых.
Взрослые, впрочем, в сериале тоже присутствуют. Это и заведующая отделением хирургии Анна Марковна (Анна Михалкова), и родственники больных ребят: среди актеров, которые их играют, — Мария Шалаева, Ольга Сутулова, Александр Ильин, Дарья Мороз, Евгений Цыганов. Роли у них не слишком большие, но этого достаточно, чтобы понять, почему детям потребовалось быть нужным не только родным.
Первые серии российских «Красных браслетов» были показаны еще весной 2015 года на III кинофестивале дебютов «Движение»: там сериалу достался Гран-при и приз за режиссуру. Но добираться до экрана фильму пришлось очень долго. Его несколько раз анонсировали, но потом без объяснений сдвигали премьеру и убирали из эфира рекламные ролики. В итоге все решилось: этим летом Первый канал вовсю экспериментирует с форматом показа сериального контента и уже вывалил на зрителей несколько аналогичных «долгоиграющих» проектов, которые долго ждали своего часа. Зрители, кстати, оказались готовы, так что, наверное, можно было и не ждать несколько лет, а показать хорошие сериалы сразу после того, как работа над ними была завершена.