Примерное время чтения: 4 минуты
1208

Слава предков. В библиотеке Генштаба хранится летопись войн и перемирий

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Санкции. И кому стоит больше бояться? 24/09/2014

Какие бы катаклизмы ни происходили в стране, библиотека никогда не меняла места дислокации и хранила свидетельства отечественной истории.

Петров указ

Первое упоминание о необходимости создать в России военно-историческую библиотеку встречается в рескрипте императора Александра I на имя военного министра Барклая де Толли. А её родоначальником стал начальник Генерального штаба генерал-майор князь Пётр Волконский. Император пожертвовал на библиотеку значительную сумму из собственных средств. Князь Волконский подарил около 500 книг, многие офицеры жертвовали и деньги, и книги. К 1813 г. их была тысяча, сейчас - 153 тыс. А по словам нынешнего руководителя библиотеки Ирины Кузнецовой, за последние два года количество подаренных изданий стало больше, чем за последние десять лет!

Библиотека оживает в цифровом виде: на сайте Минобороны уже можно познакомиться с электронными версиями книг. 

Какие же раритеты можно увидеть? Первый воинский Устав, написанный Петром I в 1719 г., - рукописный вариант с царскими правками. Захватывающе читаются рукописные журналы боевых действий, начиная с 1812 г. Встречаются совершенно неожиданные детали: Кутузов сообщает императору, что пленные французские и итальянские офицеры просятся в русскую службу, поскольку «нет выше чести, как носить российский мундир». За Кутузовым следовала походная типография, печатающая реляции, листовки, обращения.

Экспонаты библиотеки Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации
Экспонаты библиотеки Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. Фото: Министерство обороны РФ.

Первый библиотекарь, военный историк Александр Михайловский-Данилев­ский, был адъютантом Кутузова, участвовал в заграничных походах, а в Париже и Вене приобрёл 3000 томов, купил личные собрания видных историков и военных писателей. 

Поначалу, чтобы попасть в залы, требовалось личное разрешение военного министра. С середины XIX в. режим ослабили. В библиотеке работали иностранные военные исследователи. А отечественные работают и до сих пор и обязательно дарят свои сочинения. Так поступил и маршал Дмитрий Язов, который служил в округе 17 лет и помнит, на какой полке стоит та или иная книга. 

В библиотеке хранятся карты всех войн. Маршал Евгений Шапошников использовал их собрание, когда писал книгу «Мозг армии».

Чернильница императора

 После революции из фонда вывели только духовные книги, военные или исторические издания не пострадали. В блокаду библиотека тоже работала, и, несмотря на лютый холод, не сожгли ни одной книги. Библио­теку атаковали полчища крыс, которых особенно привлекали кожаные переплёты старинных томов. Два сотрудника, остававшихся на посту, спали, привязав к ногам и рукам черенки лопат, чтобы в случае чего начать греметь и отпугнуть животных. Хранилище даже пополнилось: сюда приносили книги из разрушенных домов.

Библиотека всегда жила вместе со страной и была даже музеем истории. Так, Александр I передал сюда свои личные вещи: чернильницу, куда обмакивал перо при подписании Тильзитского мира, и вызолоченный ковчег для хранения личных бумаг. Сотрудники хотят воссоздать музейную часть, ведь в 2016 г. библиотеке стукнет 205.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах