Проект фильма «Главный конструктор» (продолжение картины 2007 года «Королёв») Юрий Кара представлял на очном заседании Экспертного совета по игровому кино, проходившем в Министерстве культуры, среди прочих игровых авторских и экспериментальных фильмов. После представления своей картины Юрий Кара рассказал корреспонденту АиФ.ru о том, почему он снова вернулся к судьбе великого советского конструктора.
Анастасия Рогова, «АиФ.ru»: Почему вы вновь вернулись к фигуре Сергея Королёва?
Юрий Кара: Вообще, мне бы хотелось рассказать о многих великих людях XX века, в том числе и о Сергее Королёве, который мечтал и воплощал свои мечты в жизнь. Это очень важный пример для молодого поколения, которое только вступает в жизнь — чтобы была какая-то красивая мечта и высокая цель. И знание, что идти к такой цели непросто, но если приложишь усилия, то всего добьёшься.
А. Р., «АиФ.ru»: Когда вы планируете выпустить картину на экраны?
Ю. К.: Хотелось бы выпустить её ко Дню космонавтики в 2014 году, который вообще будет богат на космические даты: Юрию Гагарину в марте исполнилось бы 80 лет, и также в мае исполняется 80 лет Алексею Леонову. Поэтому надеемся успеть до мая — в фильме есть эпизоды о первом выходе человека в открытый космос, и это был бы наш такой вот подарок Леонову.
А. Р., «АиФ.ru»: Как подбирались актёры на роли? Королёва сыграет другой актёр?
Ю. К.: Мы живём в определённый период времени, когда, к сожалению, нельзя пригласить на роль, например, Михаила Ульянова в нужном возрасте. Но мне повезло, что я нашёл на роль Королёва актёра Валерия Гришко, который сыграл в лучшем фильме прошлого года «Белый тигр» маршала Жукова, а также сыграл патриарха Никона в телесериале «Раскол». Конечно, это совсем разные характеры, но Гришко — очень мощный энергетичный актёр. Он прекрасно соответствует образу Сергея Павловича Королёва, который был способен увлечь за своей мечтой многих людей. Соратники говорили о нём: «Знаете, почему за Королёвым идут? Потому что он знает, куда идти».
Гагарина и Титова играют молодые неизвестные актёры, которые не столько похожи внешне, сколько подходят по характеру. Нам пришлось проводить им перед съёмками настоящий курс молодого бойца (смеётся). Сейчас ведь актёры, к сожалению, в армии не служат, пришлось их муштровать самим — они же военных лётчиков играют и должны выглядеть подтянутыми.
И даже собачки, которые выступают в качестве первых «космонавток» Лайки, Белки и Стрелки, у нас просто замечательные нашлись.
А. Р., «АиФ.ru»: Какой период жизни конструктора затрагивает второй фильм?
Ю. К.: Фильм «Королёв» заканчивается на том, как Сергея Павловича отправили по ложному доносу в магаданские лагеря — за то, что он «зря» расходовал народные деньги во время войны на ракеты. Новый фильм начинается с момента, когда Королёв выходит из заключения и начинает заниматься производством советских ракет. Также есть все важные этапы его профессиональной карьеры: запуск первого спутника, запуск собак в космос, тренировки и запуск первого человека, а заканчивается фильм на последнем запуске, который прошёл при Королёве — полёте космонавта Леонова. То есть фактически фильм рассказывает о судьбе этого великого человека до самой его смерти, хотя о самой трагической кончине мы рассказывать не стали.
А. Р., «АиФ.ru»: На какие источники вы опирались, когда работали над образом своего героя?
Ю. К.: Работая над образом Королёва, мы опирались на рассказы людей, которые его знали лично: его дочери, космонавтов и сотрудников, с которыми он работал. Все о нём рассказывали очень по-разному. Но, поскольку это авторское кино, то уж извините, но тут будет мой авторский взгляд на него. Я с почтением и любовью отношусь к Сергею Павловичу и считаю, что он — один из величайших персонажей XX века, и велик он именно тем, что умел ставить великие цели и достигать их.
А. Р., «АиФ.ru»: О Королёве уже снимали фильмы, чем ваша трактовка его жизни отличается от предыдущих?
Ю. К.: Королёв был настолько засекреченной фигурой, что, когда его хоронили, иностранные журналисты были в недоумении: все первые лица государства несут гроб, космонавты идут сзади, а кого хоронят — неизвестно. Только на третий день после похорон зарубежные журналисты прочли на надгробной плите, появившейся в Кремлёвской стене, кого именно похоронили.
Что касается фильмов, которые о нём снимали, то все они давали только приблизительный портрет. Замечательная картина «Укрощение огня», в которой Лавров играл персонажа, чьим прототипом был Королёв, даёт нам такой идеализированный образ советского руководителя, который работал в огромных стеклянных кабинетах и имел под рукой персональный самолёт для поездок. Но это далеко от реальности. Конечно, у него были привилегии, но далеко не такие. Мне хотелось рассказать правду о том, как Королёв жил, любил и ненавидел и чего достиг.
Личная жизнь у него ведь была тоже непростой. Он пережил настоящую трагедию, когда, будучи женатым, полюбил другую женщину, ставшую потом его второй женой. Расставание с первой женой оказалось очень тяжёлым, дочка болезненно переживала этот разрыв. Мы опирались и на его личные письма, которые вошли в книгу «Нежные письма сурового человека». Это любовные письма ко второй жене Нине Ивановне, в которых действительно видна его душа.