Франц Кафка родился в 1883 году в Праге. Большая часть его феноменальных текстов была опубликована уже после смерти писателя — вопреки завещанию, в котором он просил сжечь все его произведения: и литературные, и даже письма, которые всю жизнь писал отцу и любимым женщинам. К счастью для читателей, душеприказчики нарушили волю писателя, и литературное наследие Кафки сохранилось. АиФ.ru вспомнил самые известные цитаты из его книг и писем.
О любви
Кто уходит, того не трудно любить.
И, когда я говорю, что ты для меня самое любимое, пожалуй, это тоже не подлинная любовь; любовь — то, что ты для меня нож, которым я копаюсь в себе.
Чувственная любовь скрывает небесную; в одиночку ей это не удалось бы, но поскольку она неосознанно содержит в себе элемент небесной любви, это ей удается.
Бесконечное, глубокое, теплое, спасительное счастье — сидеть возле колыбели своего ребенка, напротив матери.
О добре и зле
Один из самых действенных соблазнов зла — призыв к борьбе.
Грех всегда приходит открыто и ощущается сразу. Он уходит на своих корнях, и его не нужно вырывать.
Есть два главных человеческих греха, из которых вытекают все прочие: нетерпение и небрежность. Из-за нетерпения люди изгнаны из рая, из-за небрежности они не возвращаются туда. А может быть, есть только один главный грех: нетерпение. Из-за нетерпения изгнаны, из-за нетерпения не возвращаются.
То, что мы называем злом, есть лишь необходимость какого-то момента нашего вечного развития.
В большинстве своем люди вовсе не злы. Люди поступают плохо и навлекают на себя вину потому, что говорят и действуют, не представляя себе последствий своих слов и поступков. Они лунатики, а не злодеи.
Добро в каком-то смысле безотрадно.
О литературе
У меня нет интереса к литературе, литература — это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу.
Большинство современных книг — лишь мерцающие отражения сегодняшнего дня. Они очень быстро гаснут. Старое же обнаруживает свою сокровеннейшую ценность — долговечность. Лишь бы новое — это сама преходящность. Сегодня оно кажется прекрасным, а завтра предстает во всей своей нелепости. Таков путь литературы.
Поэзия преобразует жизнь!
Оставьте мне мои книги! Это все, что у меня есть.
О жизни
В жизни множество преград, и тем они выше, чем выше цели.
Объем работы не определяет важности дела.
Общение с людьми совращает к самоанализу.
Вина сама притягивает к себе правосудие.
Угнетать ближнего куда легче, если ничего не знаешь о нем. Совесть не мучает...
От этого раннего вставания, — подумал он. — Можно совсем обезуметь. Человек должен высыпаться.
Странно, — сказала фройлян Бюрстнер, — Сстранно, что мне приходиться запрещать вам именно то, что вы сами должны были бы запретить себе.