Примерное время чтения: 12 минут
16977

Владимир Зельдин: «В Ладыниной не было ничего от кинодивы»

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Марина Ладынина и Владимир Зельдин.
Марина Ладынина и Владимир Зельдин. / «Свинарка и пастух» / Кадр из фильма

В день рождения Марины Алексеевны Ладыниной, которая многим запомнилась в роли Глаши Новиковой из фильма «Свинарка и пастух», Владимир Михайлович Зельдин, который исполнил в этой картине главную мужскую роль – пастуха Мусаиба Гатуева, рассказал АиФ.ru о том, как ему работалось с актрисой и её мужем – знаменитым советским режиссёром Иваном Пырьевым.

Чудо и женщины

Для меня было чудом, что я сыграл роль в этой сказке о дружбе и любви девушки Глаши из северной деревни и пастуха Мусаиба из Дагестана, которые встретились на сельскохозяйственной выставке в Москве. Это очень красивая музыкальная сказка, музыку к которой написал Тихон Николаевич Хренников, а сценарий – Виктор Гусев, погибший в военные годы в Москве. Снял картину выдающийся режиссёр Иван Александрович Пырьев.

Владимир Зельдин Владимир Зельдин. Фото: www.russianlook.com

Мне тогда было 26 лет, и я играл в Центральном транспортном театре, который находился на площади трёх вокзалов, в пьесе «Генеральный консул». У меня была комедийно-героическая роль. Однажды на спектакль зашёл ассистент Пырьева, посмотрел представление, а после предложил мне прочитать сценарий фильма «Свинарка и пастух». Я взял его без всякой надежды, так как были молодые грузинские актёры театра Руставели, великолепно музыкальные, подходящие по типажу на роль без всякого грима, колоритные.

Сценарий мне очень понравился: роль потрясающая, музыка прекрасная, сюжет великолепный. Я даже и мечтать не стал, что на съёмки попаду… Как вдруг раздаётся звонок, и меня спрашивают, могу ли я встретиться с режиссёром Пырьевым. Конечно, я согласился. Пришёл на «Мосфильм», в кабинет к Пырьеву. Волновался очень, потому что о его грубости и резкости легенды ходили. У Пырьева ведь было много и врагов, и друзей, он был очень смелый и темпераментный человек.

Владимир Зельдин, 1998 год Владимир Зельдин, 1998 год. Фото: www.russianlook.com

Вхожу. Пырьев почувствовал волнение молодого актёра, предложил сесть, воды мне из графина налил. Говорит: «Рассказывай, что ты играл?». Я рассказал, что играл роли романтического плана в шекспировских комедиях. Он внимательно прослушал – и дал задание выучить три небольших кусочка из сценария. Мы с Пырьевым встречались несколько раз, и я удивлялся, как он долго и внимательно добивался всех нюансов. Потом были пробы – сцена на выставке, где я возле портрета Глаши кричу о ней: «Ты верно о ней сказал! Но как мало ты о ней сказал!», – сцена, где я у костра прошу отца сложить «песню о моей любви, пламенную, нежную, как весеннее солнце…».

Пробы кончились, начали снимать фильм. Меня вызвали сниматься – на сцену свадьбы Глаши. Фильм Пырьев снимал с конца – когда Мусаиб прибыл в деревню верхом на коне, узнав, что Глаша Новикова выходит замуж. Вот я как раз и прискакал верхом в самой первой сцене.

Но тогда ещё и другие актёры продолжали пробоваться на роль. Потом ассистент мне рассказывал, что после съёмок Пырьев собрал всю женскую часть группы – костюмеров, реквизиторов, гримёров и других – в просмотровом зале и попросил их выбрать, на их взгляд, самого лучшего исполнителя. Сказал: «Мне важно ваше женское мнение, кто из актёров будет любовь у зрителей вызывать». И все женщины после просмотра проголосовали за меня. Так что за чудо, в котором мне довелось принимать участие в 1941 году на «Мосфильме», я благодарен женщинам.

Марина Ладынина и Владимир Зельдин. Кадр из фильма «Свинарка и пастух»

Ладынина и Пырьев

Я начал сниматься вместе с великой актрисой Мариной Ладыниной – она уже была женой Пырьева, и сценарий писался специально под неё.

Она была человек очень скромный, в ней не ощущалось ни капельки кинодивы. Хотя у неё были уже такие картины, как «Богатая невеста». Мы с Ладыниной общались только на съёмочной площадке, в личной жизни мы не общались.

Она могла всё. В «Сказании о земле сибирской» играла роль пианистки, здесь – русскую девушку из северной деревни. Её очень любили.

Марина Ладынина. Кадр из фильма «Любимая девушка»

Когда в Союзе кинематографистов существовало бюро пропаганды, актёры давали киноконцерты – тогда не было ещё телевидения, и на стадионах и во дворцах спорта киноактёры давали представление. Все хотели увидеть киноактёров вживую, а не только на экране. Актёры выезжали, лекции читали, ездили с творческими вечерами, выступали с концертными номерами. И Ладынина ездила, она великолепно пела и читала, была очень музыкальной. Она много и снималась.

Конечно, я ощущал разницу – у меня первая роль, а она уже знаменитая актриса. Я наблюдал в сторонке, как она и Коля Крючков, который блистательно играл острохарактерную роль Кузьмы, работали. Это было потрясающе.

Марина Ладынина. Кадр из фильма «Свинарка и пастух»

Пырьев вот умел подобрать актёра: потому что сам начинал как актёр в театре Мейерхольда. Я его видел на сцене в спектакле «Лес», где он Буланова играл. Пырьев был и ассистентом режиссёра, и помощником, даже рабочим и реквизитором, прежде чем режиссёром стал.

Это действительно ярчайшая личность нашей эпохи. Ведь это Иван Александрович организовал Союз кинематографистов, причём в очень трудное, сложное время. Он был человек смелый – его и боялись, и уважали, в нём было обаяние, умение привлечь людей на свою сторону.

Марина Ладынина и Евгений Самойлов. Кадр из фильма «В 6 часов вечера после войны»

В волшебный мир кинематографии меня привёл он, сразу дав главную мужскую роль, да ещё с такой партнёршей – Мариной Алексеевной: очаровательной, удивительной женщиной и актрисой, безмерного обаяния.

Вся съёмочная группа была потрясающая. Например, оператор Валя Павлов, очень спокойный, мягкий человек. Он составлял контраст с резким, вспыльчивым Пырьевым и был оператором во всех его картинах.

Марина Ладынина. Кадр из фильма «Кубанские казаки»

Картина «Свинарка и пастух» вышла в годы войны, я благодаря ей и жив-то остался… Шла война, премьеры не было, фильм только потом стал популярным. Тогда вообще много таких музыкальных комедий снималось, очень замечательных.

После войны, в 1947 году, Пырьев снимал «Сказание о земле сибирской» и дал мне совершенно противоположную роль – пианиста Бориса. Увидел меня вдруг в другом амплуа. И я за это ему тоже благодарен, это тоже подарок судьбы.

«Мосфильм» – место намоленное

Знак у входа на территорию киностудии Знак у входа на территорию киностудии. Фото с сайта wikipedia.org

Я считаю, что место Мосфильма – намоленное, где столько картин снято замечательными режиссёрами, где выросли поколения замечательных актёров. На почве «Мосфильма» выросли такие актёры, как Борис Андреев, Володя Дружников, Зоя Фёдорова – можно перечислять без конца. Это удивительное место. Хорошо, что назначили директором Карена Шахназарова. Он талантливый режиссёр, порядочный человек и хороший организатор. Я очень рад за него – все боялись, что могут взять и продать кому-нибудь павильоны, устроить всё что угодно. Очень хорошо, что сохранили Мосфильм. Это святое место.

Любимое место москвичей

Наша страна многонациональна. Я считаю себя советским человеком, ведь я воспитывался в период советской власти. Кроме репрессий и негативных явлений, были и положительные моменты. Сам факт союза шестнадцати республик – это же очень хорошо. Когда мы снимали кино на сельскохозяйственной выставке, она была любимым местом москвичей и тех людей, которые приезжали в Москву на экскурсии.

Я помню – были павильоны Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизстана, животноводческие павильоны. На выставке мы могли познакомиться с любой республикой, с её талантом, с её гением.

Пруд на территории киностудии Мосфильм Пруд на территории киностудии «Мосфильм». Фото с сайта wikipedia.org

Это было чудесное место. С этой точки зрения, Советский Союз был уникальным государством. А сейчас нет работы, и все едут в Москву не выставки смотреть, а за работой. Семьи-то кормить надо. Во многих бывших республиках с этим неблагополучно. Я не политик, но мне кажется, что можно было менять строй более постепенно. Ведь многие семьи переплетены, и экономика была переплетена – России с Украиной, с Белоруссией, с Казахстаном и так далее.

Художник должен быть свободен

Я не политик, я даже никогда не был ни пионером, ни комсомольцем, ни коммунистом. Я всегда считал, что в нашей профессии надо быть свободным от всяких программ, уставов и правил. Художник должен быть абсолютно свободен в своём творчестве.

Возможно, я бы мог сделать и больше, чем я сделал, но дело не в количестве, а в качестве картин, которые пришлись по сердцу зрителю. Сейчас я играю в театре Российской армии, три спектакля. У меня много ролей, я очень задействован, у меня творческие вечера.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах