Поэтическими вечерами искушённого столичного зрителя вряд ли удивишь - кто-то до сих пор помнит то в хорошем смысле безумие, что творилось в 60-е в Политехническом музее, когда там читали свои стихи Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. Другие и сейчас ходят на вечера поэзии, которые устраивают актёры Светлана Крючкова или Александр Филиппенко.
Но ночь поэзии, чтобы с полуночи до 6 утра - лишь стихи (ну и изредка - песни: Земфиры, Шевчука, Сукачёва) и исключительно современных авторов: Бориса Рыжего, Веры Полозковой, Дмитрия Быкова, Юрия Арабова, Игоря Иртеньева, Фёдора Сваровского... А на сцене - весь цвет МХТ им. Чехова плюс примкнувшие к ним актёры Театра им. Пушкина, РАМТа, «Сатирикона», Школы-студии МХАТ... Это нечто особенное!
Знаете, чем отличается просто хороший худрук от гениального? Тем, что хороший худрук выдаёт в своём театре крепкие, качественные спектакли. А гениальный чует те токи, что в воздухе разлиты. Вот их Олег Табаков и учуял: это желание настоящего, взаправдашнего искусства, чтобы с нервом и про сегодня, про нас. Чтобы, как говорил герой в фильме «Свадьба в Малиновке», «душа сначала развернулась, а потом завернулась». Олег Павлович эту Ночь поэзии и открыл - строчками из Пушкина, Есенина и Заболоцкого. А дальше... Дальше душа то сворачивалась, то корчилась от боли, то сжималась от сладких воспоминаний о первой любви под песни Б. Г.
А порой тебя просто прибивало к креслу от того напора энергии, что зарифмованный обрушивался со сцены. И все шесть часов зал - битком, и среди зрителей почти половина - молодёжь.
- Я точно знаю, что поэзии у нас не на одну ночь хватит, - говорит Марина Брусникина, режиссёр этого действа. - И что зритель придёт. А вот досидят ли до 6 утра... Да, риск был. Но досидели! Меня современная поэзия поражает своим взглядом на жизнь, на мир, на текст. Мне нравится, как вещи, порой жестокие, они превращают в высокую поэзию. Такие вечера для меня - это ещё и возможность поговорить со зрителем о сегодняшнем дне, что не всегда получается сделать через спектакль.
- Современная поэзия очень непроста, - говорит Евгений Киндинов, актёр МХТ им. Чехова. - И я в ней слышу нотки безысходности. Не только в тех стихах, что выбрал я, - Юрия Арабова, Бориса Рыжего. Даже так называемые хулиганские стихи - веселье в них такое... Горькое. А аншлаг - это было приятное удивление. И радость. Значит, люди хотят не только слышать исполняемые под фонограмму песни или проводить время в ночных клубах. Есть тяга и к живому слову. Цепляющему, бередящему душу. И значит, у нас у всех не всё ещё потеряно!