«Звездным часом» для Вана Клиберна стала победа на Первом Международном конкурсе им. Чайковского в Москве в 1958 году. Тогда он просто вышел на сцену и сыграл так, как никто еще не играл. Его победа стала сенсацией, еще бы – американский пианист в самый разгар «холодной войны» получает главный приз престижного музыкального конкурса. Но не отдать ему победу не могли – игру 23-летнего виртуоза называли «чудом», и никаких разговоров о политической подоплеке результатов конкурса тогда не возникло ни по одну сторону океана, настолько музыкант покорил слушателей.
Читайте также: Легендарный пианист Ван Клиберн. Биография >>
С тех пор Ван Клиберн стал частым гостем в Советском Союзе, его с радушием принимали музыканты и политики. А вскоре с подачи Хрущева его даже стали именовать Ваней. С высшими эшелонами власти Клиберн всегда поддерживал хорошие, если не сказать теплые, отношения, трансляции с его концертов показывали по советскому телевидению, сам музыкант часто приезжал в Москву с гастролями. В то же время сам музыкант не раз повторял, что Россия вдохновляет его на творчество.
Знаковой для Ван Клиберна была дружба с Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем, которая продолжалась много лет. В последнее время Ван Клиберн участвовал во многих их проектах: вручал премии фонда Ростроповича, уже после смерти знаменитого виолончелиста выступал на Фестивале памяти Ростроповича вместе с Юрием Башметом и Галиной Вишневской, проводил мастер-классы в Центре оперного пения Вишневской. Клиберн никогда не заострял внимание на политических проблемах и острых конфликтах, которые за все это время случались между двумя странами, а потому примечательным стал тот факт, что один из последних концертов Ван Клиберн дал в Москве в рамках благотворительной акции памяти жертв бесланской трагедии.
В один из последних визитов выдающегося пианиста в Москву он сказал: «На протяжении многих лет я черпал свое вдохновение в России и в ее слушателях, и теперь даже не знаю, как мне выразить свою благодарность!»
Но и сам Клиберн стал откровенным, ярким и чрезвычайно необходимым вдохновением для российской культуры. Тот уровень и мастерство, которое музыкант показал на конкурсе им. Чайковского в 1958 году, стал эталоном для всех советских, и потом уже российских молодых пианистов. Именно с ним впоследствии сравнивали новых российских виртуозов Евгения Кисина и Дениса Мацуева, сам же Клиберн принимал активное участие в выявлении новых талантов в нашей стране.
Выдающийся пианист, безусловно, был очень популярен и на Родине – в Соединенных Штатах. После победы на конкурсе им. Чайковского Вана Клиберна встречали в Нью-Йорке как национального героя. О нем много говорили, писали статьи и снимали телевизионные передачи, победа повлияла и на популяризацию классической музыки в стране в целом: все большее число родителей отдавали своих детей на уроки игры на фортепиано. Отразилась победа и на музыкальных пристрастиях на самом высоком уровне. До сих пор музыка Чайковского традиционно исполняется на День Независимости в США. А новости о смерти Вана Клиберна занимают сейчас первые строчки зарубежных газет. В американском издании The New York Times пианиста назвали «Музыкальным посланником холодной войны», а The Wall Street Journal - «Героем классической музыки».
Конечно, новость о смерти легендарного пианиста потрясла и российских музыкантов. Денис Мацуев, известный российский пианист, народный артист России, сказал: «Из жизни ушла легенда. Это тяжелая утрата. Умер человек, который отдал свою жизнь служению искусству».
Для кого-то Ван Клиберн останется в памяти как «самый советский американский пианист», для кого-то героем, который сблизил народы двух стран в самый разгар холодной войны, а для миллионов людей, открывших для себя мир классической музыки, благодаря выдающемуся пианисту, он всегда будет тем человеком, который вдохновил их и дал возможность прикоснуться к прекрасному.