В послужном списке Дзеффирелли - работы в кино, опере и театре, в последнее время он уделяет большое внимание живописи. Но начинал он как художник-оформитель. После окончания Академии изящных искусств и Флорентийского университета, устроился на работу во Флорентийский театр, где познакомился с режиссером Лукино Висконти, который не только стал его проводником в мир кино и театра, но и оказал большое влияние на все дальнейшие работы Дзеффирелли.
История жизни Франко Дзеффирелли полна необыкновенных случаев, ярких моментов и трагедий, его работы в кино и театре считаются классикой и примерами мастерства. АиФ.ru в его день рождения вспоминает интересные факты из жизни мастера.
«Звездный» воспитатель
Именно так иногда в шутку называют Франко Дзеффирелли коллеги по цеху. А началось все еще в 1968 году, когда вышел фильм «Ромео и Джульетта». На главные роли режиссер пригласил никому тогда неизвестных подростков: 16-летнюю Оливию Хасси и 17-летнего Леонарда Уайтинга. До сих пор этот фильм демонстрируют студентам в качестве пособия по актерской игре. К сожалению, после невероятного успеха, Уайтингу больше не предлагали главные роли, а потому в скором времени он решил завершить свою, только что начавшуюся, актерскую карьеру.
А вот для Тома Круза дебютная работа в кино у Дзеффирелли оказалась лишь стартом головокружительной карьеры. Фильм «Бесконечная любовь», своего рода «Ромео и Джульетта», пересказанная на современный лад – стал первым фильмом не только для Тома Круза, но и для Мартина Хевита, сыгравшего главную роль вместе с Брук Шилдс. Однако Мартин, как и его предшественник Леонард Уайтинг больше никогда не снялся ни в одном фильме.
Знаменитые ссоры Дзеффирелли
Во второй картине режиссера – «Укрощение строптивой» - главную роль должна была сыграть Элизабет Тейлор, к тому моменту уже ставшая знаменитой актрисой. Однако съемки оказались под угрозой: только что родившая ребенка Тейлор заметно поправилась. Дзеффирелли пришлось воплотить в жизнь этюды из одноименного фильма и попытаться укротить строптивую актрису. В результате Элизабет Тейлор экстренно похудела и предстала в фильме в роли взбалмошной, но худой девушки.
Случай, который навсегда поссорил Дзеффирелли с Джиной Лоллобриджидой, произошел после смерти матери режиссера. В 1969 году, дабы развлечь своего друга Лоллобриджида предложила ему и нескольким своим друзьям поехать на футбольный матч во Флоренцию. Сама актриса, будучи за рулем, не справилась с управлением, и машина уехала в кювет. Сильно пострадал только Дзеффирелли – весь будущий год он провел в больнице. Эта авария навсегда изменила внешность режиссера, сам же Дзеффирелли убежден, что трагедия стала причиной неудачи картины «Ромео и Джульетта» на премии «Оскар» - в 1969 году фильм получил премию за «Лучший костюм» и «Лучшую операторскую работу», но проиграл в номинации «Лучший фильм».
Мартин Скорсезе – еще одна знаменитость, с которым намеренно поругался Дзеффирелли. Причина тому – скандальный фильм Скорсезе «Последнее искушение Христа». В этом же году ярый католик Дзеффирелли снял свой фильм «Иисус из Назарета» с программы фестиваля, в которой был представлен и фильм Скорсезе, заявив, что не хочет иметь ничего общего с фильмом, полным святотатства.
Любовь Дзеффирелли к Москве
Большинство своих «некиношных» творений Дзеффирелли привозит в Москву лично. В начале 2000-х в Кремлевском дворце прошла премьера его оперы «Тоска», в Большом театре – «Травиата». Чуть позже в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина открылась его выставка художественных работ «Искусство спектакля», в 2004 году на сцене Театра Оперетты – один из его красивейших спектаклей – «Аида», в 2007 году в Москве прошли гастроли его спектакля «Паяцы», а через год он презентовал свою книгу и фильм «Брат Солнце, сестра Луна».
Многие легендарные российские артисты «засветились» в проектах Франко Дзеффирелли: Любовь Казарновская пела в его операх «Тоска» и «Богема», Елена Образцова снялась в телеопере «Сельская честь», а Екатерина Максимова и Владимир Васильев танцевали в его фильме «Травиата».
Вся творческая карьера Дзеффирелли удивляет своей последовательностью, а резкий характер подчеркивает решимость режиссера. Его любовь к Шекспиру проявилась в нескольких кинокартинах и пьесах, ставших известными на весь мир, со временем трансформировалась в любовь к религии, что тоже привело к появлению шедевров. Но чем бы ни занимался Дзеффирелли, будь то опера, драма, кино, живопись – все это достойно самого пристального внимания и восхищения.