Павел Руднев, публицист, театральный критик, доцент ГИТИСa:
- Ушел из жизни великий театральный режиссер и, что уж говорить, создатель своего собственного стиля. «Фоменковский» - это термин, который будет долго-долго значить что-то важное для современного театра. Я сейчас вспомнил, как он в Хельсинки рассказывал про свой сон. Ему приснился замысел «Пира во время чумы». За длинным столом сидят герои пьесы и по мере действия кто-то из них умирает. Просто откидывается назад. И тут же этот ряд плотнее друг к другу примыкает, чтобы заполнить пустоту. Важна сила притяжения, говорил Фоменко, важно, чтобы зритель чувствовал физическое напряжение, как мускулы спины каждого крепят общую линию. Удерживая друзей по несчастию от скатывания в бездну. Как жалко, что он этого не сделал. Гениальная мизансцена, мастер.
Известный театральный и кинорежиссер Андрей Звягинцев, обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и двух премий «Ника»:
- Вчера в Хамовническом суде произнесли свое последнее слово подсудимых три удивительные девушки, честности и отваге которых позавидует и крепкий борец с беззаконием. А сегодня свой последний вздох сделал великий режиссер, выдающийся педагог и редкий человек. Увы, я не был знаком с ним лично, но могу сделать такое заключение «по плодам», как говорится. Беднеет наша страна, уходят титаны. А мы сажаем в тюрьмы лучших людей, и даем дорогу подлецам и хамам. Этот позор переживет нас всех. Простите меня, Петр Наумович, что беспокоюсь об остающихся, а не об уходящих. И пусть земля Вам будет пухом, Вам, одному из последних могикан нашей культуры, который сделал достаточно много для того, чтобы в этой стране было лучше, чем есть.
Министр правительства, руководитель департамента культуры города Москвы Сергей Капков выразил соболезнования коллективу театра «Мастерская Петра Фоменко»:
- От нас ушел выдающийся Мастер, талантливейший режиссер и педагог. Петр Наумович воспитал коллектив, который признан лидером в поиске новых театральных идей, в развитии актерской школы в русле лучших традиций русского театра. Спектакли Петра Наумовича всегда отличались искренностью, высочайшим уровнем режиссуры, философским масштабом художественного осмысления жизни человеческого духа. Удивительно скромный, по-настоящему творческий человек, Петр Наумович пользовался безграничной любовью и признательностью зрителей, покоряя их своим неиссякаемым жизнелюбием и профессиональным мастерством. История вашего театра навсегда останется неразрывно связанной с замечательным творчеством основателя театра Петра Наумовича Фоменко. Скорбим вместе с вами.
Патриарх российского театра Петр Фоменко. Фотолента >>
Евгений Марчелли, Юрий Итин и коллектив Волковского театра (Ярославль) – соболезнования коллективу театра «Мастерская Петра Фоменко»:
- Смерть Петра Наумовича стала безмерным горем для всех. От нас ушла личность планетарного масштаба, легендарный режиссер, великий учитель… Его уход отозвался огромной скорбью в каждом сердце, где живет любовь к театру. В такой страшный миг трудно подобрать слова, которые смогли бы хоть немного утишить вашу, нашу общую боль, помочь друзьям, родным и близким пережить утрату. Мы уверены, что созданный вами театр, ставший для всех нас примером истинного служения искусству, остался в надежных руках и достойно продолжит свой путь, осененный памятью о великом мастере Петре Наумовиче Фоменко.
Комментарии зрителей-пользователей социальной сети Facebook на странице театра:
- Я не театрал, но театр Фоменко - настоящий театр, самодостаточное явление. Петр Наумович, наверное, не стремился создать что-то большое. Ведь театр очень камерный, очень уютный, ставший если не национальным, то точно московским достоянием. Актеры его театра, пожалуй, те немногие, кто сохранил профессиональные традиции (при том, что Фоменко считали enfant terrible) русского театра. За них не стыдно, их приятно видеть на сцене и в кино. Никогда не забуду аллегорический фрагмент в очень камерном спектакле – шедевре «Одна абсолютно счастливая деревня». Изображая начальный период Великой отечественной, один «солдат-немец» гонял по сцене двух «русских солдат» гремящим листом железа. Абсолютно ясная метафора, очень лаконичное воплощение идеи театральными способами. Мой любимый спектакль у Фоменко – «Война и мир. Начало романа». После того, как занавес закрылся, было очень жаль уходить. Максим Шахов.
- Самые искренние соболезнования любимому театру. Петр Наумович был душой и юностью мастерской, задорный, озорной, великий мастер и удивительный человек. Anna Krukovskaya.
- Вечная, вечная память!!! Невосполнимая утрата!!! Соболезную родным, близким... держитесь ФОМЕНКОВЦЫ!!! мы все скорбим... мы всегда с вами!!! Раиса Жужева.
- Искренние соболезнования всем близким и тем, кто его ценил, уважал и любил... Помню его, делающего заметки в блокнот на спектаклях... Olga Yakusheva.
- Умер Гений - понять невозможно… Дай Бог родным, близким и его Театру это пережить. Марина Смирнова.
- Искренние соболезнования всему театру... Невосполнимая утрата. Неповторимый Петр Наумович. Александрина Егорова.
Использованы фото Алексея Даничева (РИА Новости), из личного архива Павла Руднева и предоставленные пресс-службой Департамента культуры Москвы.