Казалось бы, полная победа над преступностью, достигнутая Бэтменом и полицейским инспектором Гордоном (Гэри Олдман) в финале прошлой серии эпопеи должна была привести кинокомикс к закономерному и окончательному завершению, однако логика и практика кинопроката диктует иное: после потрясающего кассового успеха «Черного рыцаря» (которому немало поспособствовало печальное обстоятельство – смерть исполнителя роли Джокера Хита Леджера) идея очередной серии напрашивалась сама собой. И вот четыре года спустя Нолан показал зрителям «Возрождение легенды».
Обойти в сюжете якобы полное упраздненение «актом Харви Дента» в вымышленном городе Готэме преступности оказалось легче легкого: это, пожалуй, самый реалистичный момент фантастического кинокомикса. Преступники – как тараканы: ты их в дверь – они в окно. Не прошло и восьми лет, как откуда ни возьмись на готэмской бирже возникает банда террористов во главе со здоровенным бугаем Бэйном (Том Харди) в «дартвейдеровской» маске, искажающей голос. Террористы распугивают брокеров и грабят самого богатого готэмца – конечно, Брюса Уэйна, альтер-эго Бэтмена. Но грабеж – еще цветочки: он затеян лишь для того, чтобы получить контроль над термоядерным реактором, творением Уэйна и некого русского ученого доктора Павлова, чем-то похожего на очень испуганного Эйнштейна. Как водится, страшную штуку изобрели в мирных целях, но благими намерениями выстлана дорога известно куда. В фильме роль Преисподней исполняют подземные пещеры и коллекторы, где гнездятся террористы Бэйна.
Главный сюжетный и кастинговый сюрприз картины достался поклонникам сексапильной красавицы Энн Хэтэуэй: ее роскошные формы достойно подчеркивает облегающий костюм, напоминающий одеяние Женщины-Кошки (которую в предыдущей экранизации комикса о Бэтмене играла Мишель Пфайфер). Представляемая в анонсах как отрицательный персонаж, героиня Хэтуэй – воровка Селина Кайл - начинает вполне в своем репертуаре, похищая у Уэйна семейные жемчуга, однако морально перерождается по ходу очень длинного фильма (можно выйти на полчаса, перекусить, а потом вернуться в зал и обнаружить, что ты по-прежнему в курсе сюжета). С Женщиной-Кошкой Селину сближает и ее манера сдвигать на макушку очки-маску, закончив «дело»: очки выглядят как остроконечные кошачьи уши. Есть и другие аллюзии на предыдущие серии Бэтмена – например, Ра’с аль Гул (Лиам Нисон), персонаж из первого фильма трилогии, в горячечных снах Уэйна.
Традиционно богатый спецэффектами боевик демонстрирует зрителю множество технических новинок: наряду с фантастическими инновационными броневиками и супервертолетом, которым Бэтмен пользуется в «Возрождении легенды» куда чаще, чем бэтмобилем, в кадре фигурируют и планшетные компьютеры. Восемь сюжетных и четыре реальных года, а также бюджет в 200 млн. долларов не прошли даром для сценаристов и постановщиков. В какой-то момент зрителю предстает эффектная панорама Готэма, подозрительно напоминающего Нью-Йорк, с высоты птичьего полета: под грустную музыку в городе взрываются все дороги, мосты и футбольный стадион, где только что мальчик с хрустальным голосом трогательно спел гимн Соединенных Штатов. Патриотически-антитеррористический пафос фильма ненавязчив, но несомненен. Критики отмечают, что для настоящего блокбастера-стрелялки, «фильма под попкорн», «Возрождение легенды» слишком серьезен и затянут (картина идет почти три часа), однако истинным поклонникам жанра кинокомикса и не такое под силу. А судя по концовке, оставляющей шанс на продолжение, силы им еще понадобятся.