Фильм прервал затянувшееся молчание Ренаты-режиссера. В 2008 году проект «Зеленый театр в Земфире» - подарок подруге-певице - собрал хорошую кассу, но в целом со времен милицейско-готической фантазии «Богиня: как я полюбила» (2004) «Последняя сказка Риты» - первая полнометражная художественная картина Литвиновой.
Кстати, если это и сказка, то трагикомическая сказке для взрослых. Беспрерывно курящая перезрелая красавица в исполнении Ольги Кузиной по имени Риточка Готье - да-да-да, аллюзия на «Даму с камелиями» - счастливо помолвлена, но вместо свадьбы оказывается в странной московской больнице. Там её игнорирует подруга-врач (Татьяна Друбич), зато жалеет неунывающая работница морга Таня Неубивко (Рената Литвинова). Она, впрочем, на деле никакая не работница, а ангел смерти: умеет превращать хорьков в чучела и обратно и оживлять памятники под музыку Земфиры и алкогольные возлияния.
Знакомый зрителю набор: смесь мистики и детектива в стилистике малобюджетного варианта глянцевого журнала. Бытовые разговоры вперемешку с изречениями о любви, смерти и рваных колготках. Главная героиня в сложном положении, характерном для литвиновских героинь: никогда не любила, очень хочет – но никак не получается. Режиссерская манера Ренаты Литвиновой по-прежнему основана на самопародии и по-прежнему вызывает симпатию зрителя.
Кое-что в сравнении с «Богиней…» всё же изменилось: больше интереса к миру, людям, к разрушающейся Москве – почти социальный посыл! Литвинова меньше концентрируется на себе, отодвигает свое экранное альтер-эго немного в сторону. Места в кадре хватает и другим героиням. Да и персонаж-жених (Николай Хомерики) пусть не совсем живой, но всё же скорее плюшевый, чем пластмассовый (его роль - фейерверк трогательности, от падений в снег на Бульварном кольце до обстригания кудрей).
Вообще, с актерским составом в фильме все сложилось. Харизматические монологи героинь – пьянствующей «врачихи», курящей Риточки, щеголяющей в кокошнике Неубивко и даже циничной завотделением больницы в исполнении Алисы Хазановой (она со скукой в голосе сообщает, сколько пациентов «передохло» за сутки) – можно было бы назвать гимном женской независимости и «непонятости». Если бы слово «гимн» не звучало бы в трагикомическом контексте так смешно.
Литвинова - сценарист и актриса - вовсю использует свой трагикомический дар: много шуток, понятных каждому, выразительные жесты и мимика. Комедийная сторона сконцентрирована в образе чудаковатой «ангелицы» смерти: Таня Неубивко (чего стоит одно имя!) шутит о покойниках, постоянно убивает-воскрешает своего хорька и феерически отплясывает на похоронном ужине. Что же до смерти Риточки Готье, то, в отличие от своего романтического прообраза, созданного Дюма-сыном, она умирает только потому, что смерть для красивой девушки любого возраста - неплохая альтернатива старению и увяданию.
А вот Литвинова, уже не раз в своих фильмах задававшаяся вопросом – как пережить неизбежный «третий акт» женской истории, - через ангела-Неубивко предпочитает посмеяться над тленом. Из дивы, главной героини она изящно превратилась во всё ещё элегантного, но не совсем не рокового персонажа второго плана, в смешного духа загробного мира. Это своего рода победа, так что фильм о смерти вышел неожиданно оптимистичным. Жаль только досрочно овдовевшего жениха – но и для него найдется утешение.
Выход «Последней сказки Риты» на широкий экран ожидается в октябре.