В этом году Виктору Ефимовичу Попкову исполнилось бы 80 лет. Книга доктора искусствоведения Петра Козорезенко, изданная при поддержке коллекционера Андрея Филатова, рассказывает о неизвестных фактах творческой и личной биографии мастера. Издание проиллюстрировано репродукциями картин из крупнейших музеев России и зарубежья, частных коллекций.
Виктор Ефимович Попков родился в Москве 9 марта 1932 года, учился в художественно-графическом педагогическом училище, окончил графическое отделение Суриковского института. Талант Виктора Попкова заметили быстро, и художник стал получать повышенную Суриковскую, а затем Сталинскую стипендию. Главным своим учителем Попков считал замечательного мастера Евгения Кибрика. Основой картин молодого художника стали материалы художественных экспедиций по стране, этюды. Дипломная работа Виктора Попкова в Суриковском включала десять больших акварелей на тему транспорта и тринадцать цветных линогравюр. Одну из них – «Монтажники на проводах» – напечатали в «Комсомольской правде», три линогравюры приобрела Третьяковская галерея. Серия «Транспорт» экспонировалась на многих крупных выставках и в итоге тоже попала в фонды Третьяковки.
В 1958 году Попков с семьей переехал из Подмосковья в коммунальную квартиру дома в Молочном переулке, на стене которого сейчас висит мемориальная доска. Размер картины «Строители Братской ГЭС» соответствует размерам стены комнаты в Молочном. В том же 1958-м на выставке молодых художников Попков дебютировал картиной «Молодость». Картину отметили в числе лучших, вышли рецензии в журналах «Огонек» и «Смена».
Графичность и плакатность ранних работ Виктора Попкова объясняется сознательным обращением к наследию Дейнеки и к стилистике ОСТа, девизом которого было изображение современности современными средствами, экспрессивная манера письма, динамичные композиционные решения, выразительные ракурсы и широкое использование графических приемов. Приближалось время «сурового стиля», много взявшего от художественных экспериментов искусства 1920-х годов.
В двадцать семь лет (очень рано по меркам того времени) Виктор Попков вступает в члены МОСХ. В 1959 году он впервые побывал за рубежом – в качестве участника выставки советской живописи в ГДР и выставок произведений молодых советских художников в Венгрии и Польше, где его работы пользовались успехом.
В творчестве Попкова отразились два периода первого постсталинского десятилетия: жизнерадостно-оптимистический настрой «Оттепели» (1953 – 1957 годы), поэтизация повседневности, радость простых будничных вещей, - и возникший около 1958 года в советском изобразительном искусстве стиль, которому искусствовед Каменский дал название «суровый». Последний противопоставлял себя как сталинскому триумфальному официозу, так и лирической беззаботности раннехрущевского времени. Виктор Попков считается классическим представителем «суровых» благодаря картине «Строители Братской ГЭС». О ней написали журналы «Московский художник», «Юность» и «Творчество», в тот же год ее приобрела Государственная Третьяковская галерея.
В начале 1960-х Попков создает работы, ставшие предвестием характерного впоследствии для художника задумчивого символизма: «Белая лошадь» (1961), «Мост в Архангельске» (1961), «На севере» (1965). Ощущение тревоги, надвигающейся катастрофы достигает пика в картине «Он им не завидует, или Взгляд из могилы», отразившей политическую ситуацию Карибского кризиса 1962 года. Фатум, смерть, смысл человеческого существования – понятия, ставшие ключевыми для зрелого творчества мастера. Позднее, в 1968 году, Попков пишет работу «Тетя Феня умерла. Горе». В начале 1960-х Попков создает работы на тему сталинских репрессий: «Портрет чекиста» (1963), «Звонок в дверь» и другие.
В 1962 году живописец принял участие в фестивале молодежи и студентов в Финляндии и выставке советского искусства в Японии. На международной выставке в Югославии за гравюру «Пролетающие птицы» из серии «Белые ночи» он получил поощрительную премию. Произведения Виктора Ефимовича экспонировались на 31-й Международной Биеннале 1962 года в Венеции.
С начала 1960-х Попков работает на знаменитом в свое время Комбинате живописного искусства, где был написан его знаменитый «Сентябрь на Мезени» (1969 – 1970). Заказчику картину так и не отдали: она оказалась слишком хороша для нехудожественного учреждения. В 1967 году Виктор Попков получил Почетный диплом парижской Биеннале за три работы: «Бригада отдыхает», «Полдень» (1966) и «Двое» (1966); последняя была куплена Третьяковкой за огромные по тем временам 10 тысяч рублей.
Художник отмечал, что «Строители Братска» вдохновлены Кориным и Корнелиу Баба, «Бригада отдыхает» - русской иконой, «Двое» - Средневековьем и Боттичелли, «Мезенские вдовы» - графикой Гурия Захарова и живописью Эль Греко. Виктор Ефимович любил картины Филонова, Шагала, Сезанна, Ван Гога и Пикассо, а также русскими иконами, в особенности кисти Андрея Рублева. В середине 60-х Попков писал «в стол», его работы этого времени практически не выставлялись. Работы были навеяны произведениями классиков русского авангарда (в частности, Кандинского): абстрактная «Композиция» (1965-1966) и «Вариация на тему Ороско», вдохновленная работами мексиканского монументалиста. Вторая половина 60-х отмечена тонким психологизмом картин живописца на тему разобщенности близких людей: «Развод» (1966), «Семья Болотовых» (1968), «Ссора» (1970). К этому времени, расцвету художника, относится и знаменитый Мезенский цикл: «Воспоминания. Вдовы» (1966), «Одна» (1966), «Северная песня» («Ой, как всех мужей побрали на войну…», 1968), «Старость» (1969). Другая важная тема - размышления о месте художника в мире и о природе вдохновения: «Владимирские художники», «Художник в деревне» (1967), «Воскресенье» (1967) и «Мой день»(1968).
В середине 1960-х картины Попкова перестали принимать на выставки из-за неприязни руководства Союза художников. Виктор Ефимович был одним из немногих поддержавших кандидатуру Солженицына на получение Ленинской премии. В 1968 году прошла выставка его работ Мезенского цикла, за две недели экспозицию увидели более тридцати тысяч зрителей. Интерес к выставке спровоцировал недовольство ортодоксально настроенных деятелей искусства, призвавших закрыть антисоветскую, по их мнению, выставку, а к Попкову пришла слава оппозиционера.
В 1968-1969 годах создаются «Натюрморты с лоскутным одеялом», в котором злободневное соседствует с вечным.
В 1969 г. Попков принял участие в выставке «ГДР глазами советских художников»: была представлена его картина «В окрестностях Берлина». Виктор Ефимович познакомился с искусством американского абстрактного экспрессионизма и создал в начале 1970-х несколько цветовых вариаций в духе раннего Джексона Поллока и Аршила Горки. В 1972 году в картинах «Тишина» и «Майский праздник» символико-психологический язык Попкова обрел чистоту и законченность. Наступало время последних шедевров: «Работа окончена» (1972), «Мне 40 лет» (1972), «Северная часовня» (1972), «Больной художник» (1972), автопортрет «Шинель отца» (1972), приобретенный Третьяковской галереей. Неожиданно выглядит в этом ряду немного хулиганская картина «Зимняя выпивка».
В 1973 году Виктор Ефимович написал картину «Хороший человек была бабка Анисья», ставшую итогом его творчества. Мастерскую Попкова посетил Ренато Гуттузо, оставив на стене восхищенный автограф: «Да здравствует Виктор!». В последние годы жизни Виктор Ефимович написал и картины, посвященные Пушкину - «Пушкин и Керн», «Осенние дожди». В 1974 году художник погиб в результате несчастного случая - случайного выстрела инкассатора.
Подлинного признания Виктор Попков удостоился только после смерти. В 1975 году ему была присуждена Государственная премия СССР. Много позже пришла мировая слава: в 2005-2006 годах в нью-йоркском музее Гуггенхайма прошла выставка RUSSIA!, приуроченная к юбилейной 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Экспозиция объединила самые выдающиеся работы русских художников девяти последних столетий - Андрея Рублева, Ильи Репина, Василия Сурикова, Казимира Малевича. Достойное место среди них заняла и картина Виктора Попкова.