- Игорь, вы профессиональный актёр. Но ваша песня «Комбайнёры» написана и спета так доподлинно, будто вы не понаслышке знаете о буднях комбайнёров. Вы так крепко вжились в роль, что родилась песня, или познали все тяготы и лишения их жизни?
- Комбайнёры – это мой летний круг общения. Был всю жизнь и остётся. Мой двоюродный брат Василий Котляров, с которым мы ровесники, с 14 лет работал комбайнером. Фотография его отца, дяди Толи, висела на Доске почёта в Раковке – он неоднократно признавался «лучшим комбайнёром колхоза Заветы Ленина». А вообще, тяготы жизни комбайнёра я познал лет с шести. Дядя Толя частенько брал брата на уборку, и я тоже иногда просился с ними. Но комбайнёр из меня в шесть лет был никудышный: уже через час мне становилось неуютно. Было жарко и пыльно, и меня с попутной машиной отправляли в Раковку к бабушке Маше, где не было никаких пыльных кабин комбайнов, зато были вареники с вишней и кислое молоко с сахаром. Также из меня не получилось пропольщика арбузов. Сосед дяди Толи и брата Василия держал бахчу и иногда привлекал женщин и детей полоть её. Но я почему-то норовил выпалывать арбузы вместо сорняков, поэтому меня вскорости отлучили и от этого. Хотя в прошлом году я со своими корешами комбайнёрами Марсом Ахуновым и Ринатом Султановым намолотил немало пшеницы. Они были, кстати, очень довольны, что я им помогаю, потому что во время уборки люди дико устают и не высыпаются, а тут я им в помощь. Так и работали - они загоняют комбайн в загонку, жатку кидают, мотовило приподымают, меня за штурвал, а сами в уголок кабины на пластиковую канистру поспать, пока что-нибудь не сломается. Я еду, убираю, они отдыхают. Потом раз, запищало где-то или бункер намолотил или что-то навернулось. Тут они просыпаются и начинают чинить комбайн с помощью лома, проволоки и матюков. Всё это, кстати, есть в интернете, мы фильм сняли про них, «Глазами Лёхи Ляхова» называется.
- Ваша «Георгиевская ленточка» – одна из лучших и честных песен про День Победы. «И вот войны подлеченная боль приходит лишь весенним обострением» - поясните, пожалуйста, эту строчку.
- Идёт время, и у поколения сегодняшних детей уже нет опыта личного общения с участниками войны. От этого у них отношение к войне общее и ещё сезонное. Ведь акция Георгиевская ленточка – сезонная акция, привязал куда-нибудь. Вроде тоже в теме, тоже помнишь и гордишься. Дети не виноваты, они просто другое поколение, и никак иначе войну воспринимать у них не получится всё равно. Ведь когда стали Парады Победы проводить? В 1965 году, если не ошибаюсь. До этого старались не трогать эту тему. Все и без ленточек всё помнили прекрасно. Всю жуткую трагедию и жуткую цену, которую заплатили за Победу. И ветеранов стали любить, когда их уже почти не осталось. Кто сейчас мешает любить ветеранов чеченских войн? Вон они, молодые пацаны. Им бы эти квартиры и машины очень пригодились. Чечню всю восстановили и льгот её жителям всяких дали, а мои друзья хуторские, кто воевал, получают пенсии по полторы тысячи рублей.
- Песня про Юру Прищепного как раз об этом?
- Да, это самый яркий пример. Человек погиб за страну, погиб геройски, вызвав огонь на себя. Единственный ребёнок был у отца. Так у этого отца пенсию сына отобрали. Потому что он в своё время имел неосторожность тоже защищать интересы страны в Афгане. А военным две пенсии неположено. Так он обьяснил, когда мы с Лёхой Ляховым и Вовой Буравлёвым приехали к нему, чтобы песню про сына спеть и взять разрешение исполнять её публично.
- Вы поёте «Мне в родной степи дышать и гулять веселей». Значит ли это, что вы не частый гость за границей? И если бываете там, то сильно тоскуете по родине?
- Я за границей никогда долго не бывал. Максимум неделя. Поэтому не могу сказать. Песня-то не от моего лица поётся, а от лица человека, которого зовут за границу жить навсегда.
- Села и деревни вымирают, спиваются, везде разруха. А вы это всё поэтично воспеваете. За что можно любить нашу глубинку?
- Я в российской глубинке бываю редко. Часто бываю только в Раковке и Глинище. А Раковка и Глинище – это моя историческая Родина. Поэтому я всё там очень люблю.
- Вы участник фестиваля «Рок над Волгой». Но, согласитесь, ваши песни сложно отнести к рок-музыке? Мне кажется, это такие грустные частушки, спетые в мажоре, про нашу жизнь. Вы к какому музыкальному направлению относите свои песни?
- Не знаю точного определения рока. Свой стиль никак никогда не думал определять, зато имею размышления насчёт частушек. Мне кажется, что русская частушка - это жанр народного творчества с обязательным использованием ненормативной лексики. Именно мат придаёт русской частушке хлёсткость, честность, служит индикатором доверия между исполнителем и слушателем, и заодно делает её полностью запрещённым жанром. Любые попытки обойти ненормативную лексику, заменить на эвфемизмы неминуемо уродуют этот прекрасный запрещённый жанр и превращают его в какие-то комические куплеты. Поэтому частушки не надо никогда петь на фестивалях и по телевизору. Не надо никого обманывать и делать жанр жалким. Он должен жить и развиваться подпольно, в этом его прелесть.
- У меня ощущение, что вы никогда не расстаётесь со своей гармошкой. Почему именно этот инструмент вы освоили? И почему вы не создадите группу, чтобы расширить музыкальную палитру ваших песен. Ведь их можно действительно упаковать в рок-аранжировки.
- Да потому, что мне это не надо. Когда я один, я мобилен, а это важно, если учесть, что я работаю в театре. К тому же группу надо кормить - а я больше трех концертов в месяц давать так и не навострился, потому что люблю петь эти песни слегка соскучившись по ним. А гармошка потому, что она всю жизнь была рядом со мной и в театральном институте и в Раковке.
- Вы городской житель, а чаще поёте про глубинку (знаю, что песни про Раковку, про хутор Глинище написаны не вами, а Василием Моховым, но именно вы же дали им путёвку в жизнь) - с чем это связано? Большие города, их проблемы вас не волнуют?
- Вы правы, пока получается в основном про глубинку. У Василия Мохова, кстати, тоже перевес в сторону хуторов. Хотя и про Питер много написано. Почему, не знаю, это же не я придумываю темы для новых песен, а они сами идут изнутри, прорываясь из вновь придуманных мелодий.
- Какие роли вы сегодня исполняете в питерском театре «Буфф»? Не страшит перспектива всю жизнь играть роль Буратино?
- Сейчас репетирую роль купца Восьмибратова в пьесе Островского «Лес». А Буратин играть я не боюсь, потому что меня это веселит.
«Комбайнёры»
«Русская дорога»