Но если среди огромного количества песен для взрослых еще можно выбрать композиции, достойные внимания, то с качеством детской музыки дела обстоят намного хуже. Певица Ирина Богушевская, композитор Александр Пинегин и поэт Андрей Усачев решили исправить положение и создали проект «Детская площадка». Это уникальный интерактивный концерт для детей и родителей в одном отделении, где зрители являются полноправными участниками представления. Под забавные и поучительные сказки корифея детской литературы Андрея Усачева мальчишки и девчонки могут подсказывать слова, подпевать, временами лаять и мяукать, а иногда даже выступать на сцене.
«АиФ»: - Ирина, почему детские песни? Вы же раньше никогда их не исполняли...
Ирина Богушевская: - Я всю жизнь исполняла только собственные песни, сама была автором своего репертуара, выпускала сольные пластинки. Но в какой-то момент я поняла, что хочется не только расширять границы своего творчества, но и кому-то что-то отдавать. Сольное творчество – это самореализация. Когда в рамках своего жанра ты уже нащупал границы, хочется шагнуть куда-то еще. Это было связано также с тем, что у меня рос младший сын, ему нужно было ставить какую-то музыку. У нас чудесная коллекция детских песен из мультфильмов, советских фильмов, прекрасные саундтреки, все записано под живые оркестры, им всем по 30-40 лет. А хотелось чего-то современного. Мы, например, современные стихи и сказки нашли в книгах Андрея Усачева. Задолго до знакомства с Андреем у нас на книжной полке стояли его книги, мы их читали, Даня учил его стихи. Потом ко мне в руки попала его пластинка, мы случайно узнали, что состоится его концерт, пришли, познакомились, и… понеслось.
Песни Андрея – это ровно то, что нужно детям из хорошей семьи: они умные, забавные, совершенно не занудные. Это маленькие истории, спектакли с обязательной моралью. Она незаметно вкладывается в мозг ребенка, а ребенок бесконтрольно все воспринимает, не оценивая, и записывает себе на подкорку. На нас лежит большая ответственность. Я рада, что у нас случилась эта встреча, и у меня появился замечательный друг.
«АиФ»: - Вы кажетесь очень хрупкой женщиной, как вы отстаиваете свои интересы в мире шоу-бизнеса?
И.Б.: - На мой взгляд, шоу-бизнес – это огромный ипподром, безумная гонка. Я не могу сказать, что занимаюсь шоу-бизнесом. Шоу-бизнес – это когда музыкантов в проект набирают по фотографиям. Я занимаюсь живой музыкой, это совершенно другая история. Я делаю это не из-за денег. Однажды польский режиссер мне сказал: «Ира, Вам в этой стране нечего делать, потому что вся Ваша публика в Европе. Уезжайте!» Много лет, помня эти слова, я была заточена на то, чтобы преодолеть этот прогноз, доказать, что песни со смыслом, мелодии, построенные на более чем трех аккордах, имеют право жить и быть услышанными. В чем-то я добилась тех целей, которые перед собой ставила, но нет предела совершенству, есть еще к чему стремиться.
«АиФ»: - Вы часто встречаетесь с такой фразой, как «не формат»?
И.Б.: - Я просто живу в этой реальности уже много лет. Если 10 лет назад это было причиной горьких слез и тягостных раздумий о том, что пора паковать чемоданы и уезжать, потому что все-таки ничего здесь не получается, и никому такая музыка не нужна, то с появлением интернета, ситуация изменилась. Когда-то я страшно горевала, что моей музыки нет на телевидении, а сейчас, заглядывая в телевизор, думаю, может быть, это и хорошо, на мой взгляд, то, что там происходит, во многом дискредитировано. Я считаю, что моя публика думающая, активная. Для того чтобы подружиться с мейнстримом, нужно чтобы строчки повторялись в припевах. Это надо уметь, а я по-другому научилась. Наверное, неправильные читала стихи: Гумилева, Бродского – так и получается, но я не расстраиваюсь.
«АиФ»: - Вы согласны с утверждением, что музыка - универсальный язык общения, в том числе и для детей?
И.Б.: - Мне кажется, что «Битлз» сделали в международной дипломатии больше, чем политики. Когда мы оказались в Польше с театром МГУ, мы выступали в их университете, у нас была вечеринка с местными студентами, все немного говорили по-английски. Но когда взяли гитару и стали петь песню «Битлз», все: и чехи, и русские – знали слова этих песен. думала о том, что для современного поколения «Пепси» не музыка будет фундаментом, а социальные сети. Может быть, эта ситуация изменится. Но я думаю, что музыка – это древняя вещь, никуда мы от нее не денемся, несмотря на развитие социальных сетей, потому что ритм, вибрация – то основа нашей жизнедеятельности, в отличие от электронных букв.
«АиФ»: - Как вы относитесь к тому, что ваша музыка попадает социальные сети и распространяется, не принося вам никакого дохода?
И.Б.: - Я для себя разделяю два случая: одно дело – распространение контента, за который не нужно платить, потому что если мне понравилась песня, ссылку на которую выложила моя подруга, дальше я поделилась ею с другими своими друзьями - так мы ее рекламируем бесплатно. Другое дело - когда ко мне в городе Краснодаре на подпись приносят диск, который скачан с моего же собственного сайта, на обложке которого написано «Все права защищены». Люди его продали за деньги – это мне не нравится совсем. Я бы с этим боролась, а в интернете пускай гуляет, с этим невозможно бороться, значит, надо расслабиться.