Картина, жанр которой сам режиссер определяет как «эротическая драма», участвует в основном конкурсе 67-го Венецианского кинофестиваля, стартующего 1 сентября. Перед своим отъездом в Венецию режиссер объяснил корреспонденту AIF.RU смысл слова «овсянки» и признался в том, что он любит получать призы.
«АиФ»: - Алексей, признаюсь, вы меня удивили. Мне как раз почему-то казалось, что вы – тот самый редкий случай, когда режиссера интересует все-таки сам творческий процесс. А награды, по большому счету, безразличны.
Алексей Федорченко: - Нет, я вообще люблю получать призы. Как каждый режиссер. Не верьте, когда говорят, что им все равно. Конечно, не все равно. Конечно, приятно получить приз. А особенно главный приз. Это такие вехи, которые меняют твою жизнь. Но, по большому счету, – вот это честно – я рассматриваю само участие в Венеции, как победу. Однозначную. И глупо это отрицать. Меня просто все время удивляют наши СМИ – вот, допустим, на днях показали конкурс красоты, наша девушка там заняла, кажется двенадцатое место. И на следующий день вышли передовицы с подзаголовком: «Наша участница не попала в десятку! Это провал!» А ведь на самом деле – это победа. Ведь наша девушка попала в «пятнадцать». В пятнадцать самых красивых девушек мира! Радуйтесь, люди! Не хотят радоваться. Хотят сокрушаться по поводу того, что наша девушка не попала в десятку. Это ужасно. Вот я считаю – то, что наш фильм попал на Венецианский фестиваль, это уже прекрасно.
«АиФ»: - Пять лет назад, когда вы первый раз поехали на Венецианский кинофестиваль, у СМИ не было повода предъявлять вам претензии. Ваша картина «Первые на Луне», участвовавшая во второй по значимости секции «Горизонты», получила в ней главный приз. Как вы оцениваете свои шансы на этот раз?
А.Ф.: - Я не знаю. Это такое субъективное дело – жюри. Это зависит от звезд на небе, и от здоровья… там… пятого члена жюри. Я не загадываю. Конечно, я надеюсь, что фильм понравится - там есть, что посмотреть женщинам и о чем подумать мужчинам. Поэтому мне кажется, что он должен понравиться всем. Но это как звезды сойдутся.
«АиФ»: - Когда вы победили в «Горизонтах», ваша благодарственная речь была эмоциональной, но краткой. «Вива, Италия! Вива, Фестиваль! Вива, Россия!», - сказали вы. В этом году вы лучше подготовились?
А.Ф.: - Тот спич был импровизацией. И это были все итальянские слова, которые я знал. И я их сказал. Сейчас я выучил еще пару слов, так что, если придется что-нибудь говорить, я буду более многословным.
«АиФ»: - Будем надеяться, что вы не напрасно учили итальянский. А пока расскажите о фильме. Например, о том, кто такие овсянки?
А.Ф.: - Овсянки – лесные воробьи зелено-желтого цвета. Они живут практически на всей территории России, их около тридцати видов. Они не очень заметные, но очень хорошо поют. Это замечательные птицы.
«АиФ»: - То есть главные герои вашего фильма – эти замечательные птицы…
А.Ф.: - Главные герои нашего фильма - это замечательные люди. Они живут, любят, страдают, умирают. Фильм снят по замечательной книге Дениса Осокина, который получил за нее главный приз на «Аксенов-фесте». Денис - большой писатель: глубокий, нежный, умеющий видеть новый смысл в очень простых вещах.
«АиФ»: - А почему вы называете свой фильм «эротической драмой»?
А.Ф.: - Потому что это действительно драма. И там много эротики. На самом деле, жанр картины определить сложно, поэтому мы спрятались за термином «эротическая драма».
«АиФ»: - Я слышала, картине присвоили классификацию «детям до 18». Это действительно так?
А.Ф.: - Формально, да. Но мне кажется, что если эти дети увидят картину, ничего страшного не случится. Там все очень красиво.
«АиФ»: - Своей восьмилетней дочери вы ее уже показали?
А.Ф.: - Нет, она, надеюсь, посмотрит ее в Венеции. Варя едет со мной – директор фестиваля Марко Мюллер прислал ей личное приглашение.
«АиФ»: - Варя знакома с Марко Мюллером?!
А.Ф.: - Да, в прошлый раз Варвара тоже ездила на фестиваль. И они познакомились. Варю на фестивале действительно полюбили. И она с восторгом воспользовалась приглашением Марко Мюллера, чтобы прогулять школу, и пройтись по красной дорожке.
«АиФ»: - Кто еще пойдет с вами по красной дорожке?
А.Ф.: - Актеры Юрий Цурило, Игорь Сергеев, Юлия Ауг, продюсеры Игорь Мишин, Мери Назари, Дмитрий Воробьев и оператор Михаил Кричман.
«АиФ»: - Как себя чувствует Юрий Цурило? Я слышала, на съемках «Овсянок» он попал в автомобильную аварию.
А.Ф.: - Это была не совсем авария, а, скорее, забавный инцидент. Дело в том, что по сюжету Юрий Алексеевич почти весь фильм за рулем. А он, как выяснилось, не умеет водить машину. То есть права у него есть, но за руль он очень давно не садился. И мы наняли специально инструктора, чтобы Юрий Алексеевич прошел несколько курсов вождения. Он прошел эти курсы и замечательно водил. Но в один момент, когда машина ехала по крутому склону в городе Горбатове, случилось недоразумение. Мы снимали – была включена камера, пошел дубль. И в этот момент навстречу выехала машина. Дорога была узкая, и надо было затормозить. Но я не сообразил, что настоящий актер во время съемок останавливается только, когда режиссер говорит «стоп». Юрий Алекссевич был полностью в роли, он ехал вперед и не остановился. Не пропустил машину, которая шла навстречу. Удар был небольшой и никто не пострадал.
«АиФ»: - А какие испытания выпали на долю Виктора Сухорукова, который тоже снимался в «Овсянках»?
А.Ф.: - Ему пришлось с риском для жизни стоять на тонком льды на Волчихинском водохранилище, под Екатеринбургом. Именно там мы снимали все сцены с его участием.
«АиФ»: - Где еще проходили съемки?
А.Ф.: - В Костромской, Ивановской, Нижегородской областях. И в республике Коми. Мы отбирали натуру сначала вместе с Денисом Осокиным. Проехали всю эту, описанную в книге, дорогу - от города Неи Костромской области в город Горбатов Ивановской. Там и нашли все объекты. Потом я по этой же дороге проехал с Михаилом Кричманом и Андреем Панкратовым – оператором и художником-постановщиком. Объекты утвердили. Но настоящий город Нея нам не подошел по образу. И мы стали думать, где будем его снимать. Так случилось, что мы с Денисом летом того же, 2008 года, снимали документальный фильм «Ветер Шувгей» - о городах болгарских лесорубов в тайге Коми. Один из таких городов стал в нашем фильме городом Нея.
«АиФ»: - Ваш фильм «Первые на Луне», получивший в 2005-м приз в Венеции, был целиком снят на государственные деньги. Кто дал деньги на этот раз?
А.Ф.: - Эту картину государство, к сожалению, не поддержало. Мы несколько раз подавали на поддержку Госкино, но, видимо, некоторые сцены испугали чиновников министерства культуры. Хотя ничего страшного, повторяю, в них нет. Там все безумно красиво, нежно, удивительно. Но этот фильм полностью снят на частное финансирование. Игоря Машина. Бюджет где-то миллион триста.
«АиФ»: - Насколько я знаю, у фильма уже есть международный дистрибьютор. А как обстоят дела с прокатом в России?
А.Ф.: - Международный дистрибьютор у нас уникальный – это французская компаний «Мементе форте». Она прокатывает по миру всего лишь несколько фильмов в год. Работает эксклюзивно. И она первый раз взялась за русский проект. Прокат в России начнется, если не ошибаюсь, в октябре. Будет премьера в Москве, а потом фильм пойдет по России. Но мы – я и продюсер - сейчас, в основном, занимаемся фестивальной программой, потому что после Венеции у нас в ряд стоят еще несколько фестивалей. Сначала российские – «Киношок» в Анапе и «Меридианы Тихого во Владивостоке. Потом Торонто, потом Нью-Йорк. Потом европейские – Варшава, Салоники. Будет Иран, будет Франция. Еще несколько фестивалей, которые еще не прислали окончательное приглашение, но наверняка пришлют.
«АиФ»: - То есть вы прямиком из Венеции отправитесь либо в Торонто, либо в Анапу, либо во Владивосток?
А.Ф.: - Если с визой все будет хорошо – просто виза канадская сложной оказалась – то я из Венеции поеду в Торонто, а из Торонто – в Нью-Йорк.
«АиФ»: - В прошлый раз, когда вы ездили с фильмом «Первые на Луне», вы сказали, что вам фестиваль важен для налаживания связей. В прошлый раз вы хотели пообщаться с Такеши Китано, но, как писали журналисты, не получилось. С кем вы хотите пообщаться в этом году?
А.Ф.: - Я планирую несколько встреч с европейскими продюсерами, которые заинтересовались проектами нашей компании «29 февраля». Но, вообще, я еще не думал о Венеции. Времени не было. Я доделывал фильм, собирал визы. Визами я просто ненавижу заниматься, а приходится. А это отнимает уйму времени и сил. Так что о Венеции я, наверное, смогу подумать, только когда самолет оторвется от земли.