Министерство внутренних дел и Федеральная таможенная служба (ФТС) всерьёз озаботились существованием такого способа избегать штрафов, выставляемых на основе данных камер фото- и видеофикасации, как наличие иностранных номеров. На сегодняшний день владельцы автомобилей с регистрационными знаками других государств могут почти безнаказанно превышать скорость, выезжать на полосу встречного движения и на полосы для общественного транспорта, а также парковаться в неположенных местах. Призвать их к ответственности может только сотрудник ГИБДД.
Такое дифференцированное отношение провоцировало некоторых водителей использовать машины с иностранными номерами, рост числа которых констатирует МВД. По правилам временного ввоза владельцы импортных автомобилей не ограничены в передвижении по стране в течение 6 месяцев. Иностранцы могут свободно использовать ввезённый автомобиль в течение года. Когда ничем не обремененное время пребывания подходит к концу, машине нужно лишь пересечь границу и можно сразу же возвращаться ещё на полгода или год. Особенно популярны автомобили с номерами из Прибалтики и Беларуси.
Камеры фото и видео-фиксации, которых больше всего установлено в Москве (более 600 на сегодняшний день), считывают любые номерные знаки. Как подтвердила пресс-секретарь ЦОДД Анастасия Калинина: «Техника считывает любые таблички, хоть от гаража. Вопрос в том, что данные о нарушении никуда не идут. Пока МВД не может привлечь нарушителей к ответственности». То есть, для наказания противозаконных действий водителей, изменения для фиксирующей аппаратуры не нужны. А нужна база автомобилей с иностранными номерами и их водителей, а так же нормы закона, по которым к водителям можно применить какие-либо взыскания.
Как сообщает «Коммерсантъ», МВД и ФТС готовят пакет документов, усиливающих контроль за перемещением иностранных автомобилей в РФ. Пока предполагается следующая схема, отслеживающая передвижение иностранных автомобилей. Таможенная служба собирает данные об автомобилях, пересёкших границы государства и формирует соответствующую базу данных. К этой базе имеет доступ МВД, которая сопоставляет изображения с фиксирующих камер с номерами ввезенных автомобилей. Информация о нарушениях передаётся в ФТС. При очередном пересечении границы таможенники предложат водителю оплатить штрафные квитанции.
Если владелец автомобиля является подданным другого государства, то ему будет ограничен въезд в Россию до уплаты всех причитающихся штрафов. Россиянам же предполагается запрещать ввозить на родину машину с висящими на ней штрафами.
Ещё одним плюсом в ведении подобной общей базы является то, что автомобили, пребывающие в стране дольше положенного срок, также будут отслеживаться. И даже если водитель ездит на машине аккуратно и не нарушает ПДД, он должен оплатить положенные за ввоз пошлины, или вывезти автомобиль за пределы страны. А вице-президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский, видит ещё одно положительную возможность введения подобной базы данных. В интервью «Русской службе новостей» эксперт сказал: «Машины с иностранными номерами – не только главные нарушители дорожного движения. В частности, они занимаются нелегальным извозом. Например, на машинах с прибалтийскими номерами работают граждане Таджикистана. Поэтому нужно им штрафы выписывать не только за нарушение ПДД, но за нарушение правил миграции, правил регистрации. Нужно закрывать им въезд в нашу страну».
Единственное, что стоит как можно серьёзнее продумать законотворцам – это принцип сбора штрафов. Как прокомментировал эксперт в области законодательства о безопасности дорожного движения Виктор Травин: «Пугает сам принцип сбора штрафов. Если автомобиль будет просто запрещено ввозить назад, то ничего страшного не произойдёт. Будет человек раз в полгода менять машину. Если привязка будет к владельцу автомобиля, то российской службе исполнительного производства придётся как-то выискивать этих владельцев за рубежом, или договариваться с местными органами. А если система будет перенастроена на взыскание наказания с водителя, управляющего иностранным автомобилем, то будет нарушаться законодательство, которое должно быть для всех одинаковым: как для водителей автомобилей с российской регистрацией, так и с ввезёнными машинами».
Подобная инициатива внесёт поправки не только в Правила дорожного движения, но и кодексы, Административный и Таможенный, и множество других документов. Также логичным будет заключение международных договоров, и создание единой базы или возможности обмена данными о нарушителях. На все это уйдёт достаточно много времени. А пока водители иностранных автомобилей могут опасаться только ГИБДД и воров автомобильных номеров.