Проект о внесении изменений в закон «О безопасности дорожного движения» прошёл утверждение Госдумой в третьем чтении. По сравнению с действующими нормами, в нём гораздо больше внимания уделено водительским правам. Основные статьи касаются расширению категорий и введению некоторых ограничений для желающих получить права и иностранцев.
1. Введение отдельной категории для мопедов и лёгких квадрициклов (М), с кубатурой до 50. Теперь любому подростку, выезжающему на дороги общего пользования, нужно получить права на управление скутером. Сделать это могут только лица достигшие 16 лет.
2. Увеличение количества категорий с 5 (А – все мото, B – автомобили до 3500 т, C – автомобили более 3500 т , D – пассажирские более 8 мест помимо водителя, E - составы транспортных средств) до 10 основных и 6 подкатегорий.
Новые категории введены для мопедов и легких квадрициклов (М), трамваев (Tm), троллейбусов (Tb), а также введены BE, CE, DE для соответствующих транспортных средств, с прицепами массой более 750 кг.
Подкатегория А1 включает мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт. Если водитель имеет только такую категорию, то он не имеет права ездить на более мощной технике не сдав на А.
С1 - автомобили разрешенная максимальная масса которых более 3500 кг, но менее 7500 кг.
D1 – автомобили с количеством пассажирских мест от 8 до 16.
С1 и D1 имеют ещё и вариант с прицепом – С1E и D1E.
3. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией. То есть если учился и сдавал на права на «автомате», то на «механике» ездить нельзя, пока не сдашь соответствующий экзамен.
4. Отменена практика самостоятельного обучения и экстерната. Все будущие водители должны проходить соответствующую подготовку или переподготовку в специальных учреждениях по утвержденным программам.
5. Зафиксировано положение о существовании водительских удостоверений для внутреннего и международного использования. Национальное российское водительское удостоверение выдается на срок десять лет, а международное – на 3 года, но не дольше национального. Выданное в России международное водительское удостоверение признается недействительным для управления транспортными средствами на территории РФ. Иностранцы не могут пользоваться своими водительскими удостоверениями при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, связанной с управлением транспортными средствами. Иностранные граждане могут ездить по России при наличии международных и своих национальных прав, если их государства имеют соответствующие договорённости с Россией. Если таких договорённостей нет, а водительские удостоверения не имеют дублированных записей, совпадающих с по написанию с буквами русского или латинского алфавита, – человеку нужно иметь заверенную копию на русском языке или получить российские права.
6. На категории В и С стало можно сдавать экзамены с 17 лет, если нет медицинских противопоказаний и пройдено соответствующее обучение, но права такие студенты получат только в восемнадцать. Осуществлять пассажирские перевозки могут лица, достигшее 21 года (ранее было на год меньше)
7. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий. За это нарушение предприятию придётся заплатить штраф в 50 000 рублей.
Эти поправки вступят в действие через полгода после официального опубликования. До этого законопроект должны утвердить Совет Федерации и Президент РФ. Что же касается уже выданных водительских удостоверений, то они будут действовать до указанного в них срока.