На днях состоялось достаточно любопытное событие. На заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов поручил рассмотреть вопрос внедрения в регионах РФ системы фотофиксации нарушений «Автодория». Эта информация содержится на официальном сайте правительства.
Для начала пару слов о системе «Автодория», которая позволяет измерить среднюю скорость движения транспортных средств на расстоянии от 800 до 5000 м между пунктами «А» и «Б», в которых установлены регистраторы. Она представляет собой комплекс камер видеонаблюдения, передающих по сотовым сетям в единый вычислительный центр данные о скорости движения транспортных средств. Единый вычислительный центр, работающий с использованием облачных технологий и специальных логарифмов вычислений, получает данные с регистраторов, осуществляет поиск одинаковых номеров, зафиксированных на соседних регистраторах, и рассчитывает среднюю скорость движения автомобиля. Если показатели скорости превышают разрешённые, то система автоматически формирует «письмо счастья». По словам изобретателей, «Автодория», в отличие от обычных комплексов фиксации, не нуждается в сверхустойчивом канале передачи данных, поскольку на основной сервер отправляются не все фотоизображения транспортных средств, а только фото нарушителей.
Ну, а теперь о странностях происходящего. По данным официального сайта Татарстана, ООО «Автодория», создавшее комплекс контроля, – это портфельная компания казанской Startobaza, занимающейся посевным финансированием IT и интернет-проектов. По данным базы «СПАРК-Интерфакс», 60 % «Автодории» принадлежит ЗАО «Центр-Сервис», которым, в свою очередь, владеет Асия Монасыпова. Оставшиеся 40 % «Автодории» принадлежат ООО «Стартобаза», 99,01 % которой – у управляющего партнёра Светланы Никифоровой, жены главы Минкомсвязи РФ Николая Никифорова, который до этого был министром информатизации и связи Республики Татарстан. То есть компания, которая в будущем будет обслуживать трассы всей страны, на 39,6 % принадлежит семье министра…
Второй момент. Поскольку взимание штрафов за нарушение ПДД, а именно для этого вводится система «Автодория», относится к компетенции субъектов федерации, то они в любом случае должны заключать госконтракт на выполнение работ, оказание услуг и т. п. Заключение контракта имеет достаточно прозрачную схему (что, впрочем, не мешает находить в ней лазейки «своим» поставщикам). На специальном сайте размещается информация о тендере, и организация, предложившая оптимальные условия, становится подрядчиком. Но судя по всему, формулировка заместителя председателя правительства «рассмотреть и законодательно закрепить внедрение системы «Автодория» с правом субъектов федерации самостоятельно решать вопрос её использования» все эти процедуры делает необязательными.
Ещё такой небольшой технический вопрос: зачем системе нужна помощь ГЛОНАСС, о которой написано на сайте «Автодории»? Создатели объясняют её необходимость определением времени и места фиксации. Фиксации камеры, которая висит на столбе? А время без ГЛОНАСС определить тоже нельзя? Как же тогда работают комплексы «Стрелка», которыми, в частности, пользуются ЦОДД Москвы и Подмосковья. В общем, зачем нужна российская спутниковая система навигации, не очень понятно.
Впрочем, достоинства у этого проекта безусловно есть. Контроль скорости на больших участках должен способствовать повышению безопасности на дорогах. Водителям будет бессмысленно мчаться по дороге, чтобы потом ползти, «подгоняя» среднее значение скорости к разрешённому лимиту. Ещё один плюс – распознавание государственных номерных знаков. С помощью «Автодории» можно отслеживать угнанные автомобили (пока злоумышленники не сняли /поменяли номера), но что ещё важнее – отслеживать скрывшихся с места ДТП. Да и из-за возможности передачи данных облегчённым способом проект может обойтись дешевле, так как не нужно устанавливать дорогое серверное оборудование, а его имеющихся мощностей хватит на европейскую территорию страны.
Как бы то ни было пилотный проект «Автодория» стартует в Татарстане уже 1 марта 2013 года. С этого момента нарушения скоростного режима будут фиксироваться с дальнейшим формированием административного постановления о штрафе. Нужно лишь немного подождать и посмотреть, как будет работать система.