Они пока еще не несут за себя ответственность: не решают, с какой скоростью ехать, пристегиваться им или нет, и не знают, что значит красный сигнал светофора. Речь о детях-пассажирах – тех, чья жизнь полностью находится в руках других людей.
Наталья Агре, президент общественной организации «Движение без опасности»
Госавтоинспекция МВД России опубликовала данные статистики аварийности за 2012-й год. В прошедшем году погибло 514 детей пассажиров – на 5% меньше чем за год до того. Если перевести эту цифру с языка процентов на человеческие жизни, то получится 27 детей. 27 спасенных жизней. Не так уж и мало, согласитесь.
Если допустить, что сокращение смертности среди детей-пассажиров будет идти тем же темпом, то жертвы кончатся не ранее, чем через двадцать лет. Но сколько малышей могут погибнуть за эти двадцать лет? Риторический вопрос, ответ на который не хочется знать.
В силах взрослых эти смерти предотвратить, но решительные меры нужны уже сейчас. Есть три момента, каждый из которых необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной цели. Первый пункт – это образование. Мы повторяем из года в год, что каждый малыш может совершить путешествие на автомобиле только в детском автокресле. Только детское автокресло – не руки мамы, не ремень безопасности и не мягкая игрушка – спасут ребенка в случае ДТП. Об этом надо говорить молодым мамам и папам в поликлиниках, больницах, роддомах, на курсах для будущих родителей, в яслях, в детских садах и так далее. Здесь хороши любые средства: обучающие фильмы, брошюры, профилактические беседы. Детское автокресло, в котором ребенок будет ездить с момента рождения и до 12 лет, не только сохранит здоровье малышу, но и приучит его к соблюдению Правил дорожного движения. Человек, который с детства привык к законопослушному и безопасному поведению, никогда не станет понапрасну рисковать своей и чужими жизнями. Не только на дороге, но и в повседневной жизни.
Второй момент – наказание за неиспользование детского автокресла при перевозке маленького пассажира должно стать более жестким. Штраф необходимо повысить до стоимости самого автокресла – 5000 рублей. Беспечность и безответственность, особенно в отношении детей, должны наказываться серьезнее. Такая мера, безусловно, окажет влияние на львиную долю автомобилистов – ГИБДД не раз наблюдала улучшение статистики аварийности после ужесточения наказания за какое-либо правонарушение. Например, после отмены минимального порога содержания алкоголя в крови для автомобилистов (Федеральный закон «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» вступил в силу 6 августа 2010) статистика показала, что нарушителей действительно стало меньше.
Наконец, третий пункт сохранения жизней маленьких пассажиров: детские автокресла должны стать доступнее. В наших силах развить онлайн-площадку по обмену автокреслами среди родителей. Те, чьи дети уже выросли, могут за небольшую плату или безвозмездно отдать свои автокресла тем, чьи малыши еще не достигли 12-летнего возраста.
В заключении хотелось бы задать еще один, пожалуй, тоже риторический вопрос: хотим ли мы ждать 20 лет, чтобы жертвы среди детей-пассажиров максимально приблизились к нулю, или уже сейчас примем меры, которые спасут наших детей?