Генпрокуратура начала проверку по фактам заторов на трассе М10 «Россия». Но найдут ли виновных? Или окажется, что ни у кого из чиновников в должностных обязанностях «обеспечение проезда автотранспорта» отдельной строкой не прописано и спросить за мучения водителей не с кого?
Найти виновных важно, но также нужно понять, что привело к транспортному коллапсу и как его избежать в будущем. Дорожники признают: на дороге было недостаточно снегоуборочных машин. «На этот участок в Тверской области, где возник затор, мы добавили 19 единиц техники, - рассказал «АиФ» Игорь Астахов, начальник Управления сохранности и эксплуатации федеральных дорог Росавтодора. - Сняли их с других трасс. Это решение не добавило проблем на других дорогах - мы сняли всего по одной единице с участков, где нет перезагруженности».
Отсутствие техники в Росавтодоре объясняют нехваткой денег - по словам И. Астахова, в этом году содержание федеральных автодорог профинансировано всего на 57% от нормы. Сетуют и на перегруженность трассы - по М10 по норме должно проходить 14 тыс. машин в сутки, а проходит 50 тыс. Но если известно, что трасса перегружена, почему заранее не перенаправили технику туда? Почему дорогу не закрыли? «На Южном Урале, где тоже переметало дороги, ГИБДД перекрыла выезд из Перми для всех машин - и грузовых, и легковых, - рассказал «АиФ» Валерий Войтко, руководитель профсоюза «Дальнобойщик». - Водителям объясняли: ехать опасно для жизни. А на М10 взаимодействия между дорожными службами, МЧС и ГИБДД не было!» Из-за его отсутствия и перегружена трасса М10. Оказывается, количество грузовиков на ней можно снизить. «Зачем гнать все фуры для растаможки грузов в Москву, ведь потом по той же трассе с тем же товаром они возвращаются назад в Тверь и другие города! - возмущается В. Войтко. - Можно же организовать пункты досмотра в ближайших к столице областях! Просто кому-то в Москве это очень выгодно!»
Ещё одна причина подобных ЧП - низкое качество дорог. «Федеральные трассы у нас крайне узкие: только 8% из них имеют более 2 полос, - говорит Вячеслав Лысаков, лидер Российской партии автомобилистов. - Неудивительно, что любая нештатная ситуация - поломка, снегопад - сразу становится причиной затора. У нас каждое пятое ДТП происходит из-за плохого состояния трасс».
Поэтому к работе во внештатных ситуациях нужно привлечь и предприятия, обеспечивающие по госконтракту содержание дорог, считает Дмитрий Волков, начальник ФКУ управления дороги M10 «Россия». Однако подрядчиков кто-то должен контролировать. И нужно координировать совместную работу всех служб. «Мы предлагаем в каждом районе создавать оперативные дорожные штабы, чтобы конкретные ответственные люди принимали решения на своём участке дороги», - говорит Волков. Правда, спросить с них за эти решения пока сложно. Для подобных ситуаций на дорогах у нас, похоже, нет никаких нормативов. В Росавтодоре «АиФ» не смогли сказать, сколько именно снегоуборочных машин положено вывести на 1 км трассы. Не регламентировано и количество мобильных пунктов питания и туалетов, необходимых людям, застрявшим в пробке. «В европейской части России дорожной инфраструктуры (кафе, туалетов) в обычное время хватает, - говорит В. Войтко. - Но когда бушует стихия и до этих точек добраться сложно, МЧС должно организовать дополнительные пункты, где водители могли бы поесть и согреться!»
Пока же Росавтодор предлагает водителям согреваться оригинальным способом. «Принято решение поставить у подъёмов на дорогах резервуары с противогололёдными материалами, чтобы водители тяжёлых фур могли их использовать при подъёме в гору, - говорит И. Астахов. - За рубежом, кстати, водители всегда возят с собой в багажнике пару мешков песка, в некоторых странах это обязательно. Мы тоже сейчас готовим пакет документов в Минтранс с изменениями в законодательство, закрепляющими эту обязанность. Также хотим законодательно закрепить требование к наличию цепей противоскольжения и к увеличению глубины протектора». Господа чиновники, а свои обязанности по предупреждению заторов и помощи попавшим в них вы не хотите законодательно закрепить?