Сергей Собянин утвердил новое «тарифное меню» для общественного транспорта. С февраля 2013 г. начнут действовать новые типы проездных билетов. Появятся специальный проездной для туристов сроком действия 24 часа, проездной на 90 минут, трёхмесячные карточки на метро и универсальные билеты, ездить по которым можно везде, а пополнять их баланс - в автомате.
Машина - уже не роскошь?
Общественный транспорт - одна из немногих тем, где не может быть противоречия даже между условными «западниками» и «славянофилами». И те и другие выступают за его развитие.
С одной стороны, ставка на него - как ни крути, европейский путь. В постсоветский период первоначального накопления капитала можно было порадоваться тому, какой процент семей имеет свою машину (а то и не одну).
Читайте также: | |
---|---|
С 2013 года в Москве появятся два новых вида единого билета на общественный транспорт |
Только вот когда авто появляется в каждой семье, любой город встаёт в одной большой пробке. И Москва первой столкнулась с этой проблемой. Можно подождать, пока машин будет столько же, сколько людей. И вот тогда ценность каждого частного автомобиля начнёт… стремиться к нулю. Уже не роскошь, как в начале ХХ века, и не средство передвижения, как в его конце, а приспособление для трёхчасовой ежедневной пытки. В Европе поняли раньше нас, что всеобщая автомобилизация невозможна. И ставка на общественный транспорт стала элементом того, что теперь зовётся евросоциализмом.
Но есть и другой тезис. Вся инфраструктура выстроена в советское время именно под коллективистский образ жизни.
Поэтому, например, у нас такое неплохое по международным меркам метро и такие посредственные дороги для частных авто. И, даже если мы решим, что с завтрашнего дня всё будет для частника, быстро так не получится. Потому что дороги и парковки создаются десятилетиями. Вот и остаётся нам, что называется, принять свой исторический выбор - общественный транспорт - и развивать его. Именно в развитии - суть нововведений, предлагаемых правительством столицы.
Сфотографировался и поехал!
Опт всегда выгоднее розницы, поэтому так популярен в народе проездной. К тому же наблюдавшие в часы пик очереди к кассам в московском метро понимают, что это экономия не только денег, но и времени. Но люди передвигаются по городу с разной целью, значит, и билеты должны быть на разные случаи жизни. Например, для туриста или командированного оптимален 24-часовой билет. Он приехал ненадолго, но ездить будет много и часто, куда и на чём - ещё сам не знает. Москвичу, которому надо добраться до работы и обратно, подойдёт комплексный билет - на одну поездку на метро и неограниченное число поездок наземным транспортом в течение 90 минут. Можно будет также купить проездной на фиксированное число подземных поездок сроком на 3 месяца (сейчас срок ограничен одним месяцем).
Наконец, главное новшество - появится новый билет сразу на все виды транспорта. Сейчас нечто подобное есть у Мосгортранса, но их транспортные карты не действуют в самом важном месте - на метрополитене. Предлагается же полная универсальность. Условно такая вещь называется «электронный кошелёк». Счёт можно будет пополнить в автоматах, как сейчас оплачивается мобильная связь. Такие проездные популярны в европейских столицах - они удобны, поскольку дают человеку максимальную свободу передвижения (едем куда угодно на чём угодно) и максимальную свободу во времени (пополняем счёт в любой момент, с любой периодичностью). И если остальные проездные появятся в продаже с февраля, то эта электронная карта - с апреля.
По словам Максима Ликсутова, заместителя мэра по вопросам транспорта, «электронный кошелёк» копирует лондонскую систему, где такая карта называется «oyster». Главный принцип - счёт пополняется на любую сумму, и она лежит любое время не сгорая. Также по примеру Лондона на московской карточке будет фотография её владельца. Для пополнения счёта установят примерно 1,5 тыс. автоматов, также расширят сеть билетных киосков - с 1 тысячи до 3. В перспективе ею станет возможно заплатить и за электричку, и за парковку.
Итак, в новом году нам обещают четыре вида новых билетов. И самое первое последствие их внедрения можно будет оценить на глаз: по расчётам экспертов, очередь к билетным кассам в метро сократится вдвое.