В начале 41 года, когда началась война, автопром был недостаточно развит. У нас на вооружении были только «полуторка» (Газ-АА), «эмка» (Газ-М1) и автобусы на базе «полуторки». Аналога Виллиса (Газ-67) еще не было на конвейере, говорит Кирилл Чудаков, коллекционер военных автомобилей.
В то время немецкие разведчики ездили на мотоциклах БМВ и внедорожниках Мерседес, Хорьх, Фольксваген. Они подъезжали на мотоциклах к деревне, изучали расположение сил и передавали данные по рации, после чего начинался обстрел. Мотоциклисты также сопровождали военную технику. Если колонна попадала в засаду, они выпадали из люльки, начинали отстреливаться. Изучив тактику немцев, Сталин распорядился начать производство небольших полноприводных автомобилей на Горьковском заводе.
Первым таким автомобилем стал Газ-67. Машина с экипажем из 5-6 человек могла ехать по грунтовой дороге со скоростью 30-40 км/ч и тащить за собой пушку 76 мм. На шоссе или булыжной мостовой Газик разгонялся до 50км/ч. Автомобиль предназначался для офицерского состава. Комфортно ездить в нем можно было только летом: открытый кузов продувался, к тому же автомобиль с тентом становился легкой мишенью для вражеской авиации и снайперов, которые охотились за штабными офицерами.
Газ М-1 на скорости 120 км/ч мог резко уйти от пикирующего самолета
Чуть позже для командного состава сделали Газ М-1. Автомобиль с 6-цилиндровым мотором развивал скорость до 110-120 км/ч. Он отличался хорошей маневренностью: мог резко уйти в сторону от пикирующего самолета. Цельнометаллический кузов и печка позволяли ездить в любую погоду.
Вслед за этим Сталин распорядился начать производство военных мотоциклов. За основу был взят немецкий БМВ Р-71. 26-сильный мотоцикл мог взять трех седоков, как правило, это были водитель, пулеметчик и радист. Существенный минус – он увязал в песке, тогда приходилось спрыгивать и вытаскивать его. Наши солдаты быстро осваивали новые машины.
Мирные жители тоже по-своему использовали военную технику, которую бросали отступающие фашисты. Мерседесы и Майбахи тащили на лошадях в свои огороды и использовали для сельскохозяйственных нужд: их закатывали в ямы, засыпали соломой и делали дренажные системы.
Нестандартные покрышки можно заказать только в Америке
Это могли быть такие машины, как трофейный японский Куроган, который сейчас находится в Музее ретро-автомобилей. Во время сражений автомобили бросали, если пуля попала в двигатель или в подвеске что-то заклинило. Куроган 37-го года - полноприводный автомобиль с V-образным двухцилиндровым двигателем. Он стоит на специальной подставке, так как нестандартную 18-дюймовую резину для него можно заказать только в Америке.
Главным экспонатом музея должна стать «полуторка», которая находится на реставрации. Как правило, автомобили во время войны жили не более полугода - умирали двигатели, или машина попадала под обстрел. Главные качества военного автомобиля – надежность и простота. От этих автомобилей зависели жизни людей, поэтому водители всегда стояли рядом с автомобилем, сначала смотрели масло и топливо, потом шли обедать.
Сейчас на восстановление автомобилей уходит много сил и времени, но это стоит того. Благодарность реставраторы получают в лицах молодых людей, которые приходят и видят, что автомобиль «живой».
Газ М-20 назвали «Победой» еще до окончания войны
Первые военные автомобили имели только заводской индекс. В 1944 году в автомобилестроении появились новые веяния: обтекаемые формы кузова, отказ от использования дерева. Также было принято решение дать серийному автомобилю Газ М-20 имя «Победа». Война еще продолжалась, но в этом названии звучала уверенность в поражении фашизма. И это стало логическим завершением самого тяжелого периода для отечественной автопромышленности.
Музей ретро-автомобилей находится на Рогожском валу д.9/2 (недалеко от ст. м. Площадь Ильича), открыт он каждый день, кроме понедельников и вторников. Входной билет стоит 40 рублей.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.