Много лет подряд наша страна, тогда еще СССР, не пропускала ни одной телевизионной передачи «Кабачок «13 стульев». Эта музыкальная «мыльная» опера продолжалась в течение пятнадцати лет. Роль обаятельной пани Зоси бессменно исполняла актриса Театра сатиры Валентина Шарыкина. Поэтому неслучайно беседа с актрисой началась именно с воспоминаний о том времени.
— Валентина Дмитриевна, как вы попали в «Кабачок»?
— Заведующий труппой нашего театра Георгий Зелинский, который создал эту передачу, пригласил меня на роль официантки. Так я стала пани Зосей, роль которой играла, пока «Кабачок» жил на экране. Мне очень нравилось петь и танцевать, в передаче делала это с большим удовольствием. В Польше знали о нашей передаче и даже присвоили всем артистам, занятым в «Кабачке», звание заслуженного артиста Польской Народной Республики. Еще у меня есть звание заслуженной артистки России.
— Актерские способности у вас проявились рано?
— Я была убеждена с первого класса, что буду только актрисой — я выросла за кулисами, ведь моя мама была артисткой оперетты. После школы поступила в Щукинское театральное училище, и мы с мамой из Сибири переехали в Москву, поменяв квартиру.
— В одном из интервью вы говорили, что очень не любите репетировать.
— В последнее время отношение к репетициям у меня изменилось. Судя по всему, раньше у меня не было контакта с режиссером, и репетиции для меня были занудной работой. К примеру, года два назад актер и режиссер нашего театра Юрий Васильев поставил музыкальный спектакль «Секретарши». Репетировать с ним оказалось настолько легко, интересно, что для меня процесс подготовки спектакля стал праздником.
— На ваш взгляд, с вами работать легко?
— Наверное, не очень. Порой меня захлестывают эмоции, и это мешает.
— Ваш творческий путь в театре начался с известного спектакля «Проделки Скапена» Мольера, где вашим партнером был Андрей Миронов. Какие впечатления у вас остались от общения с ним?
— С Андреем мы учились на одном курсе в театральном училище. Еще студентами подготовили отрывок по произведениям Чехова и с этой работой вместе показывались в Театре Сатиры. Нас приняли сюда в 1963 году, так что для нас обоих «Проделки Скапена» был первым спектаклем. Андрюша был светлым, лучезарным человеком, актером огромного таланта и обаяния, с потрясающим чувством юмора. Отношение Миронова к партнерам всегда было теплым. Никто из нас не мог представить, что Андрюша, наше ясное солнышко, со своей необычайной, особенной энергетикой, может уйти из жизни так рано.
— Артисты по природе своей — люди очень суеверные. У вас есть какие-то приметы или традиции?
— Конечно, есть. Когда я еду в метро, то обязательно выбираю вагон, сумма цифр в котором составляет сотню. Если мне это удается, то спектакль обычно проходит хорошо.
— Вы ведь еще и в кино снимаетесь, например в нашумевшем фильме «Старшая сестра».
— В этот фильм я попала, когда училась на четвертом курсе театрального училища. Мне предложили роль Шурочки, жены героя, Кирилла, которого сыграл Виталий Соломин. Я также снималась в картинах «Дети Ванюшина», «Егор Булычев и другие», «Третий тайм», «Июльский дождь», «Преступление», «Приваловские миллионы»... Но, вообще, должна сказать, что кинематограф не любит лиц, так сказать, заезженных. В этом плане мне очень помешал «Кабачок „13 стульев“».
— Но ведь в бытность «Кабачка» у вас было много поклонников.
— Может, они у меня и были, но мне просто некогда было обращать на них внимание. А однажды мне позвонил какой-то студент и говорит: «Пани Зося, вы мне так нравитесь, я бы хотел хоть раз встретиться с вами». Я согласилась встретиться возле метро. Я вышла из дома в обычном своем виде, с хозяйственной сумкой в руках. Возле метро подошла к юноше и говорю: «Здравствуйте, я Валентина Дмитриевна Шарыкина, пани Зося из кабачка «13 стульев». Смотрю, молодой человек так побледнел, что я за него испугалась. Сказав, что у меня больше нет времени, я попрощалась. А через неделю на проходной театра мне передали письмо. Этот студент с огромной обидой писал, что, мол, просил пани Зосю с ним встретиться, а она вместо себя послала какую-то женщину. Словом, не поверил мне.
— Что можно сказать про вашу семью?
— У меня не первый брак. В прошлом была замужем за актером, но у нас с ним семьи не получилось. С нынешним мужем живем уже двадцатый год. К сожалению, детей у меня нет, но по этому поводу я страдать себе не позволяю, потому что считаю это бессмысленным. Дома у нас живет веселая компания: пять собак, попугайчиха Лиска и крольчиха Маруська.
— А как относится к этой ораве ваш муж?
— Мы с ним обязанности по дому делим пополам.
— Если не секрет, где вы с ним познакомились?
— Под фонарем.
— ?!
— Как оказалось, после спектакля он шел за мной до метро. Был поздний мартовский вечер, и я испугалась: кто это за мной топает? Возле фонаря осмелилась повернуться и грозно спросить, почему, мол, вы за мной идете? И вдруг увидела безумно перепуганное лицо...
— И что, с перепугу вышли замуж?
— Выходит, так. Так что милым женщинам желаю не останавливаться у фонарей.