Примерное время чтения: 8 минут
228

Как сельди в Банке. Народ, замаринованный в очередях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. лучший новогодний подарок-подписка на АиФ 19/12/2007

Не отходя от кассы

Судя по нашей почте, больше всего нареканий к «Сберу». Возможно, в первую очередь из-за его широкой распространённости и все-охватности. Вот и получается, что в некоторых городах и посёлках его клиенты плюются, клянут судьбу, но всё равно идут к двери с зелёным логотипом. «Когда провинция особенно бедствовала, Сбербанк у нас отстроил лучшее здание, — пишет житель города Котельнича Кировской области Евгений Мокрецов.

— Операционисток оснастили компьютерами. Но очереди от этого почему-то не уменьшились». «Чтобы положить или снять свои кровные, — пишет житель города Каспийска Т. Мусаев, — у нас нужно потерять целый день». В. Хохлов из Таганрога рассказывает, что к «господам со средствами» в его отделении особое отношение, а вот «простому люду предназначена маленькая комнатка на первом этаже, где народ почти всегда набивается, как селёдки в бочке». Зато пермские «сбербанкиры» добились в одном из отделений полного социального равенства: «Наше отделение находится рядом с налоговой службой самого крупного района, — рассказывает в своём письме Борис Гуляев.

— Все частные предприниматели, посещающие налоговую, естественно, клиенты-плательщики этого отделения. Люди сами несут деньги — так организуй достойное обслуживание. Но нет!»

По словам экономиста М. Делягина, причин, по которым Сбербанку удалось занять на рынке монопольное положение, несколько. В наследство от советских времён ему достались и громадная сеть филиалов, и множество клиентов, приходящих сюда «по привычке». В глазах большинства граждан за Сбербанком стоит государство, а значит, и доверия ему больше.

«Контрольный пакет акций Сбербанка принадлежит российскому Центробанку, — поясняет президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.

— Но у «Сбера» есть и частные акционеры, а государство одинаково для всех банков гарантирует сохранность вкладов клиентов в пределах 400 тыс. руб.».

То, что Сбербанк — отнюдь не богадельня, во время недавнего назначения подтвердил и нынешний глава банка Герман Греф. По его словам, ключевые задачи — повышение конкурентоспособности, продвижение на международные рынки, рост капитализации и сохранение динамики прибылей. За прибыль в «Сбере» борются уже давно, открывая дополнительные офисы в модных супермаркетах и богатых районах крупных городов. А вот в маленьких российских городах и посёлках, где живут «неинтересные» клиенты, отделения банка, наоборот, закрываются.

 

«Нерентабельные люди»

В том же Каспийске с его 82 тыс. населения, как подтверждает корреспондент «АиФ» в Дагестане, на весь город осталось лишь одно отделение Сбербанка. Как передают корреспонденты «АиФ» из Томска, во многих сёлах области отделения банка были закрыты к весне этого года. Вместо них иногда приезжали «мобильные офисы» на «газелях». Много ли выгадал банк, учитывая затраты на охрану и топливо, непонятно. Но к привычным проблемам добавились нерегулярность работы и необходимость ожидания своей очереди у «мобильного офиса» на улице в любую погоду.

Тем временем, в отличие от селян, у жителей крупных городов уже сегодня есть выбор. Коммунальные платежи принимают не только другие банки, но теперь уже и «Почта России», которую, кстати, недавно возглавил бывший руководитель Сбербанка Андрей Казьмин. В финансовых кругах говорят, что он хорошо знает слабые места «Сбера» и вырастит ему ещё одного конкурента как раз на поле обслуживания не самой богатой, зато многочисленной клиентуры.

Пока же в самом унизительном положении находятся миллионы владельцев тех самых «сгоревших» вкладов — старики. «Помню, как после войны мы от голода ели траву, — в отчаянии пишет пенсионерка из города Сызрани Зинаида после очередного похода в Сбербанк. -Молодые богачи имеют яхты, самолёты, купаются в шампанском, а мы с нашими пенсиями, чтобы снова не есть траву, вынуждены за копейки пахать до гробовой доски».

«Почему мы не можем получить свои мизерные компенсации в любой день, в любое время? — спрашивают жители села Иваньково Ясногорско-го района Тульской области, которые с вечера едут за 40 км в райцентр, затемно занимают очередь, а утром выясняют, что компенсации в этот день выдаваться не будут. — Почему к нам относятся, как к скотине?» «Работа организована из рук вон плохо, — пишет Татьяна Лепёхина из Кирова. — За 1200 руб. компенсации я простояла целый день. Такое впечатление, что людям специально ничего не объясняют и мечтают, чтобы держатели вкладов быстрее умерли». Учитывая «социальные» обстоятельства, неорганизованность и нечёткая работа банка с компенсациями — это преступная халатность, считает Анатолий Аксаков. Но кто за неё в ответе?

Обязательства по «сгоревшим» вкладам лежат на государстве. Деньги на компенсации идут в Сбербанк из госбюджета: в 2007 году — 48 млрд. руб., на 2008–2010 годы намечено 211 млрд. руб. Банк, который, кстати, в прошлом году получил 87,9 млрд. руб. чистой прибыли, — лишь посредник. От дополнительных денег в обороте он не отказывается. А вот к «компенсационным» клиентам, похоже, относится как к обузе. Не пора ли госчиновникам поправить банкиров? Что мешает упростить оформление компенсаций, а сами деньги добавлять к тем же пенсиям? Почему люди должны унижаться и выпрашивать даже положенные им крохи за свои «сгоревшие» деньги?

 

Официальная позиция СБЕРБАНКА

Мероприятия по реорганизации отделений не приводят к сокращению филиальной сети, так как на месте закрываемого отделения сохраняется точка обслуживания клиентов.

Основными приоритетами в развитии филиальной сети Сбербанка России является её расширение на территории крупных городов, а также сохранение и поддержание её конкурентного уровня на прочих территориях.

В настоящее время более половины филиальной сети Сбербанка России расположено на территории сельской местности. Закрытие сельских подразделений осуществляется только в исключительных случаях. Например, в случае аварийного состояния помещений, расторжения арендодателем в одностороннем порядке договора аренды помещений при отсутствии других вариантов размещения подразделения, в случае расселения жителей населённого пункта (при его фактической ликвидации). В качестве альтернативной формы банковского обслуживания сельских жителей, в т. ч. в случае закрытия действующих подразделений, банк использует передвижные пункты кассовых операций, которые функционируют на базе специальных бронированных автомобилей. Данные «мобильные офисы» в течение недели обслуживают порядка 5–10 сельских населённых пунктов. Немаловажным фактором является то, что эти подразделения предоставляют клиентам, как правило, более широкий перечень банковских услуг и обеспечивают более высокое качество обслуживания по сравнению с традиционными сельскими подразделениями. В дальнейшем банк планирует развивать практику использования «мобильных офисов».

 

Комментарий «АиФ»

На предыдущий материал акции «АиФ» — без очереди!» откликнулись не только читатели, но и люди, от которых напрямую зависит решение проблемы. Напомним, в материале «Навязчивые льготы» (см. «АиФ» № 46) речь шла о странной необходимости ежегодно подтверждать отказ от льгот в пользу денежных компенсаций. Из-за двух слов в законе миллионы льготников теряли остатки здоровья, штурмуя отделения Пенсионного фонда с заявлениями. Кому это нужно? Ведь очевидно: в разы меньше тех, кто решил изменить своё прошлогоднее решение и вместо льгот взять компенсации или наоборот. Удастся ли избавить миллионы людей от унижения?

Депутат Госдумы, который, видимо, снова займёт пост главы Комитета по труду и соцполитике, Андрей Исаев:

— В своё время это было осознанное, но, как показало время, крайне неудачное решение Минздравсоцраз-вития — затруднить замену льгот на денежные компенсации. Существующий порядок действительно нужно менять.

Но я считаю, что есть смысл вовсе отказаться от соцпакета и всем льготникам выдавать денежные компенсации. Размер компенсации нужно увеличить (с нынешних 513. — Ред.) до 700 рублей в месяц. А тем льготникам, которые нуждаются в дорогом лечении, дополнительные траты нужно компенсировать сверх лимита. Мы обсудим этот вопрос в Думе нового созыва.

А мы, журналисты «АиФ», ждём на адрес редакции ваших новых рассказов о «конторах», в которых нам приходится терять своё время и нервы. Письма можно также присылать и на адрес электронной почты ochered@aif.ru

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах