Требования к банковской гарантии по 44 Федеральному закону

Банковская гарантия представляет собой очень удобный финансовый инструмент. Она позволяет компаниям принимать участие в тендерах, не изымая из оборота собственные средства для обеспечения заявки или предоставления денежного обеспечения исполнения контракта.

Многие руководители уже хорошо знакомы с требованиями к банковским гарантиям и с правилами их оформления, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Однако на протяжении 2018 года мы наблюдали внесение поправок в данный акт, согласно которым изменяется и порядок оформления гарантий, и требования к банкам, которые могут их выдавать, и непосредственно сами требования к проведению госконкурсов. Причем данный процесс захватывает и первую половину 2019 года: часть поправок вступило в силу с 1 января, некоторые вводятся в действие с 1 марта и 1 июля.

Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ: изменения 2018 года

Прежде чем обсуждать новшества, кратко напомним о том, что понимается под банковской гарантией.

Банковская гарантия — это обязательство, которое подтверждает, что в случае, если исполнитель не выполнит определенные условия, банк заплатит бенефициару, то есть заказчику, неустойку в определенном размере. Существуют различные виды гарантий, например:

  • банковская гарантия на обеспечение заявки. Предоставляется исполнителем для участия в конкурсе и гарантирует, что в случае победы исполнитель не откажется подписывать договор;
  • банковская гарантия целевого применения аванса. Если заказчик выплатил исполнителю аванс, эта гарантия подтверждает, что средства будут потрачены на исполнение обязательств по контракту;
  • банковская гарантия на исполнение контракта. Если исполнитель не выполнит условия контракта либо выполнит их не в полном объеме или не в срок, банк выплачивает заказчику неустойку.

Банковские гарантии по госконтрактам регулируются Законом № 44-ФЗ, в котором прописаны следующие моменты:

  • гарантию может выдать только аккредитованный банк, включенный в реестр Министерства финансов РФ. Ознакомиться со списком таких банков можно непосредственно на сайте Минфина. Перечень регулярно пересматривается;
  • банковская гарантия в обязательном порядке вносится в реестр банковских гарантий. На данный момент информация о банковских гарантиях, выданных после 1 июля 2018 года, доступна на сайте Центробанка[1];
  • в том случае, если исполнение контракта каким-либо образом связано с государственной тайной, гарантия вносится в закрытый реестр;
  • банковская гарантия может оформляться в письменном или электронном виде. Электронная банковская гарантия подтверждается электронной цифровой подписью (ЭЦП). Письменная оформляется в формате, установленном постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 года № 1005.

Новая редакция 44-ФЗ: основные изменения 2020–2021 года

Новая редакция закона и вступившие в силу постановления Правительства РФ: от 12 апреля 2018 года № 439, от 12 апреля 2018 года № 440, от 29 июня 2018 года № 748 и пр., — вносят изменения в оформление банковской гарантии, изменяют требования к проведению государственных конкурсов и требования к банкам, имеющим право выдавать документ. Вот самые заметные нововведения:

  • новые способы проведения закупок в электронной форме — открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений. В электронной форме отныне проводятся и закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • единые требования к операторам электронных площадок (в том числе специализированных), к электронным площадкам и функционированию этих площадок. Также озвучены правила утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки (в том числе специализированной) для целей Закона № 44-ФЗ;
  • новый порядок установления требования об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах. Так, обязанность установить это требование возникает у заказчика, уже когда начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн руб. (ранее внесение финансового обеспечения заявки требовалось для конкурсов и аукционов при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн);
  • новая процедура обеспечения заявки. Самое главное нововведение — требование открытия участником специального банковского счета. Средства для обеспечения заявки будут блокироваться именно на этом счете. Его можно открыть только в уполномоченных банках, соответствующих предусмотренным в постановлении Правительства РФ от 29 июня 2018 года № 748 требованиям и включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2018 года № 1451-р. Такие счета открываются в короткие сроки, в том числе в день обращения, поскольку банки заключают с операторами площадок соглашения о взаимодействии. Если у участника закупки счет открыт в нескольких уполномоченных банках, один из них может быть наделен статусом специального. Для этого участнику необходимо заключить с таким банком дополнительное соглашение;
  • новые требования к банковской гарантии. В частности, в банковской гарантии должны быть закреплены права заказчика по предоставлению требования об уплате по ней денежной суммы как в бумажном, так и в электронном виде. Также внесены уточнения в список документов, подлежащих представлению заказчиком одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

С 1 июля 2018 года получить банковскую гарантию можно только в банках, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, и имеющих:

  • универсальную лицензию;
  • объем собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн руб. по состоянию на 14 декабря 2018 года[2];
  • кредитный рейтинг от «В-(RU)» агентства АКРА и от «ruB-» по шкале рейтингового агентства «Эксперт РА», присвоенный на дату направления информации Банком России;
  • доказательства отсутствия задолженностей по банковским депозитам, размещенным за счет средств федерального бюджета;
  • участие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц.

Перечень банков, выдающих банковскую гарантию

Сегодня на сайте Минфина РФ любой желающий может ознакомиться со списком банков, имеющих право выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ.

На конец 2018 года в этот перечень входили 203 кредитные организации[3]. В списке находятся как федеральные, так и региональные банки. Из самых известных и крупных можно отметить «ЮниКредит Банк», «Совкомбанк», «Банк ВТБ», «Альфа-Банк», Сбербанк, «Запсибкомбанк».

Этот список банков обновляется на основе данных, предоставленных Центральным банком РФ, уточненная информация появляется в свободном доступе с довольно высокой периодичностью — пять раз в месяц.

Можно ожидать, что ужесточение требований к кредитным организациям, выдающим банковские гарантии, будет приводить к сокращению их количества. Для участников тендеров и конкурсов это означает определенные сложности в оформлении гарантий — очевидно, что и сами банки будут более строго рассматривать заявки. Однако это вовсе не означает, что для малого и среднего бизнеса эта возможность будет закрыта. При поддержке брокерских компаний получить банковскую гарантию смогут даже небольшие организации.

Мнение редакции

Постепенный переход в электронный формат предполагает, что все поставщики, аккредитованные на электронных торговых площадках, будут зарегистрированы в ЕИС. Пройти регистрацию можно с 1 января по 31 декабря 2019 года. И с 1 января 2019 года получить аккредитацию на ЭТП можно будет только после регистрации в ЕИС.