Как выгодно снять офис в Москве: плюсы и минусы разных вариантов
Как начинающие, так и опытные бизнесмены время от времени вынуждены решать задачу: где снять офис в Москве. По итогам III квартала 2022 года объем свободных площадей в Московском регионе составил почти 1,7 млн м2 [1]
. За счет ухода с российского рынка иностранных компаний у отечественных бизнесменов появилась возможность арендовать площадь на выгодных условиях. Что нужно сделать, чтобы выгодно снять офис в Москве, расскажем в статье.Содержание статьи:
При подборе нового офиса будущий арендатор отталкивается от личного опыта: ищет помещение самостоятельно или обращается к посредникам. В любом случае его основная задача на этом этапе — сделать правильный выбор.
Где и как искать офис в аренду в Москве
Обычно поиск офисного помещения предприниматель начинает с анализа локации. Проходимость, наличие парковки, доступность для клиентов — эти параметры оценить сложно, особенно в незнакомом районе города. Где лучше снять офис в Москве, хорошо знают профессионалы рынка аренды недвижимости.
Бизнесмены нередко обращаются к услугам риэлторских агентств, что экономит время на поиск коммерческого помещения, отвечающего их запросам. Список вариантов формируется из пожеланий будущего арендатора. В числе объективных преимуществ работы с риэлтором стоит назвать:
- наличие большой базы объектов в разных локациях;
- широкий ценовой диапазон арендной платы;
- знание плюсов и минусов помещений.
Но есть и минусы. Риэлторы работают в интересах клиентов — это влечет дополнительные расходы на их услуги. Агентства чаще предлагают снять большой офис в Москве, что не всегда подходит начинающим предпринимателям. Иногда проблемой становится недопонимание между риэлтором и потенциальным арендатором.
Среди арендаторов, которые хотят снять офис в Москве, пользуются спросом коммерческие помещения как в центре города, так и на периферии. С уходом иностранных компаний из России высвобождаются площади с выгодным расположением по рыночной арендной стоимости. Во времена пандемии был заложен тренд на децентрализацию: стало понятно, что многим сотрудникам удобнее работать ближе к дому[2] .
Когда предприниматель хочет снять офис в Москве без посредников, он начинает самостоятельный поиск офиса в аренду на интернет-площадках. Принцип работы с платформами по аренде и покупке недвижимости такой же, как и при обычном поиске съемной квартиры.
Плюсы самостоятельного поиска офиса в интернете:
- удобный интерфейс сайтов и приложений;
- вариативный поиск по параметрам;
- непосредственное общение с собственником;
- возможность онлайн-просмотра помещения.
Интернет-площадки дают возможность не только снять помещение под офис в Москве, но и получить при этом скидку, ведь потенциальный арендатор сам договаривается о цене напрямую с собственником помещения.
Минус работы с интернет-площадками очевиден: слишком высок риск нарваться на мошенников. К тому же недостатки офиса не всегда видны на фото: даже онлайн-просмотр не дает полного представления о помещении. На поиск удачного варианта уходит время.
Иногда собственники недвижимости идут на уловки. Например, предприниматель планирует снять офис в аренду на юге Москвы, находит подходящий вариант. Но владелец сообщает, что помещение уже арендовано, и предлагает другие решения. Чаще всего альтернативные площади имеют неподходящую локацию или непрезентабельный вид.
Современный вариант поиска коммерческой недвижимости — обращение в управляющую компанию. Объекты на краткосрочную или долгосрочную аренду подбираются в соответствии с пожеланиями клиента. Через УК предприниматель, например, может снять офис в особняке или бизнес-центре Москвы.
Подобные компании используют индивидуальный подход, при таком варианте поиска офиса отсутствуют риски для потенциального арендатора. Однако расходы на услуги управляющих компаний могут отпугнуть молодых предпринимателей, которые планируют снять офис в Москве с юридическим адресом и минимальными вложениями.
Доверяй, но проверяй: что важно знать об офисе перед арендой
Прежде чем подписать договор аренды, важно проверить документы собственника помещения. Владелец коммерческой недвижимости должен предоставить арендатору свидетельство о праве собственности или выписку из ЕГРН.
Предпринимателю стоит обратить внимание, указаны ли в документе другие лица. Если в свидетельстве или выписке прописаны несколько собственников, придется заключать договор аренды с каждым их них. В противном случае снять офис в аренду в Москве не получится — договор с одним собственником юридической силы не имеет.
В выписке из ЕГРН указываются обременения, наложенные на недвижимость. К примеру, помещение может находиться в залоге у банка или фигурировать в судебном споре. Проверить чистоту объекта потенциальный арендатор может через Росреестр.
Как оценить состояние офиса в аренду?
- осмотрите помещение, проверьте состояние стен, пола и потолка на отсутствие трещин и повреждений;
- проверьте санузел: убедитесь, что коммуникации подведены и функционируют;
- узнайте требования владельца здания (это актуально, если вы собираетесь снять офис в бизнес-центре Москвы);
- оцените состояние мебели;
- проверьте инженерные системы, работу вентиляции, электропроводки.
Тщательная проверка особенно нужна в том случае, когда требуется снять офис в центре Москвы. Помещения в старом здании в историческом центре города могут преподнести неприятные сюрпризы, устранять которые арендатору придется своими силами. Чем больше арендуемая площадь, тем придирчивее должна быть проверка. Не стоит подписывать акт приема-передачи офиса заранее.
Подводные камни при заключении договора аренды офиса
Основы деловых взаимоотношений между владельцем офиса и потенциальным арендатором закладываются в договоре аренды. Стоит изучить содержание документа до его подписания. Причем внимательно — иначе возможны финансовые потери и риск быть обманутым.
Перед тем как снять офис в аренду в Москве, проконтролируйте следующие моменты:
- предъявил ли владелец помещения подлинные документы о праве собственности;
- прилагается ли к договору план объекта с отображением арендуемого офиса;
- оговорено ли повышение арендной платы — как часто и на сколько она будет увеличиваться;
- будут ли учтены расходы на ремонт в стоимости аренды или компенсированы собственником офиса;
- где будут решаться судебные споры: по месту нахождения коммерческого помещения или в другом месте.
Посыл «сниму офис в Москве от собственника» нередко привлекает нечестных деятелей. Известны случаи, когда коммерческую недвижимость сдают мошенники, забирают оплату за несколько месяцев и исчезают с деньгами.
Обратитесь к тексту договора аренды. В раздел «Предмет договора» обязательно должен быть включен пункт о правах собственности на недвижимость. В нем описываются правоустанавливающие документы владельца, должна быть отсылка на свидетельство о праве собственности или выписку из Росреестра. Требуйте от арендодателя оригинал документа.
Распознать мошенника, который предлагает снять офис с юридическим адресом в Москве, можно по поведению. Эти люди торопятся с подписанием договора, нервничают, требуют внесения большого авансового платежа.
Внимательно изучите пункт договора, который связан с ремонтом арендуемого помещения. Согласно ст. 623 ГК РФ, произведенные изменения становятся собственностью арендатора, если в договоре аренды нет других разъяснений. Любые виды ремонта обязательно согласуются с владельцем офиса. После выезда из помещения арендатор может требовать компенсацию[3]
.Предприимчивые арендодатели пользуются невнимательностью предпринимателей, особенно желающих снять небольшой офис в Москве. Документ может включать отметку об отсутствии претензий по возмещению затрат на проведенный ремонт. Если в договоре есть подобные формулировки, защитите себя и ограничьте арендодателя в возможностях досрочного прекращения аренды на 3–6 месяцев.
Обратите внимание на раздел договора «Разрешение споров». Нельзя пренебрегать этим пунктом в надежде на то, что судебных споров с арендодателем не будет. К примеру, если вы решили снять офис в ЮАО Москвы, а собственник помещения живет в другом регионе, в договоре может быть указано рассмотрение судебных споров по месту нахождения собственника. Это существенно увеличивает расходы на поездки на судебные заседания.
Обе стороны договора с точки зрения гражданского права равны между собой. Структура и содержание документа создает юридические связи между ними и регулирует имущественные отношения[4]
. В любом случае договор аренды нужно перепроверять. Не подписывайте документ, пока не убедитесь в отсутствии финансовых рисков.Одного желания снять большой или маленький офис в Москве недостаточно. В поиске подходящих вариантов предприниматель тщательно анализирует финансовые выгоды и одновременно защищает свои права арендатора. Как сэкономить на поиске офисного помещения и при этом не попасться в руки мошенников — головная боль для владельца любого бизнеса. Как считают эксперты, лучше положиться на профессионалов рынка.
Выгодно снять офис в Москве можно, воспользовавшись услугами специализированных компаний.
Найти компаниюОфисы категории А+ находятся в престижных бисзнес-центрах и предлагают максимальный набор условий: от подземного паркинга до дизайнерского ремонта.
Снять офис А+Стоимость аренды офиса может зависеть от размера, класса и назначения помещения, района, инфраструктуры и других составляющих.
Смотреть предложенияНекоторые компании могут предложить широкий выбор предложений для аренды или покупки коммерческой недвижимости от застройщика в разных районах Москвы.
Выбрать офисСпециализированные компании знают плюсы и минусы коммерческой недвижимости и могут подобрать офис с учётом запросов клиента.
Выбрать недвижимость от собственника