Спутниковый мониторинг: космические возможности вашего авто

Еще в начале XXI века трудно было представить, что космос станет таким близким. Теперь люди научились использовать его возможности с практической целью, и один из примеров — это спутниковый мониторинг транспорта. Системы слежения помогают находить объекты в любой точке мира, защищать автомобили от угона эффективнее любой сигнализации. В статье расскажем о том, как работает спутниковый мониторинг, какое оборудование для этого необходимо и в какую сумму обойдется его использование.

Системы спутникового мониторинга: нелегкий выбор

Спутниковый мониторинг — это системы отслеживания положения объектов посредством спутников, сотовой связи и цифровых технологий. С их помощью можно контролировать движение автомобилей, водного и воздушного транспорта, людей, животных — словом, всего, что способно перемещаться.

Спутниковый мониторинг транспортных средств сегодня находит применение во многих сферах деятельности. Системы навигации востребованы в грузовых и пассажирских перевозках, торговле, логистике, сельском хозяйстве, ЖКХ. Вошли они и в частную жизнь. Например, ответственные автовладельцы стараются оборудовать системами спутникового мониторинга свои автомобили, чтобы защитить их от угона.

Спутниковый мониторинг автотранспорта позволяет решать широкий круг задач:

  • с высокой степенью точности определять местоположение объекта;
  • видеть, в каком направлении движется автомобиль;
  • следить за скоростью движения;
  • контролировать расход топлива;
  • наблюдать за техническим состоянием автомобиля.

Базовый функционал может быть расширен за счет установки дополнительных датчиков, которые позволяют отслеживать, к примеру, работу механизмов, количество пассажиров и другие данные, необходимые в той или иной области деятельности.

В настоящее время в мире существует несколько стандартов спутниковой навигации, среди которых GPS, ГЛОНАСС и другие. Обе системы являются глобальными, то есть охватывают весь земной шар. Между ними есть как сходства, так и различия.

Система GPS была разработана Министерством обороны США и первоначально предназначалась для военных целей, но сейчас она доступна каждому. ГЛОНАСС — российская (а точнее, еще советская) разработка, некогда забытая, но в начале 2000-х получившая новое развитие. Сегодня она составляет полноценную конкуренцию американской системе.

Сходство спутникового мониторинга ГЛОНАСС и GPS заключается в том, что обе системы имеют глобальный охват и работают по одному и тому же принципу. Что касается различий, то они состоят в следующем:

  • Количество спутников. ГЛОНАСС активно использует 23 космических аппарата, два находятся в резерве, один — на стадии ввода в систему, еще один проходит испытания[1]. В составе GPS — 32 спутника, при этом вокруг Земли вращаются 24 (остальные восемь в запасе).
  • Срок жизни спутников. Космические аппараты GPS более долговечны. Впрочем, для конечного потребителя этот показатель не имеет решающего значения.
  • Зона покрытия. Спутниковый мониторинг GPS охватывает всю планету, кроме полярных областей. Зона действия ГЛОНАСС достигла глобального покрытия.
  • Точность определения координат. У GPS она выше. Американская система спутникового мониторинга распознает местоположение объекта с точностью в два–четыре метра, тогда как российская пока работает с погрешностью в три–шесть метров[2].

Как видим, у каждой системы есть плюсы и минусы. Наилучший результат достигается при одновременном их использовании. В настоящее время многие приемные устройства поддерживают оба стандарта. Конечно, на открытой местности будет достаточно использования любой из систем. Однако в городе, где множество высоких объектов, создающих помеху для связи со спутником, лучше использовать обе. Это повышает точность определения координат.

Как работает спутниковый мониторинг транспорта

Система спутникового мониторинга — сложнейший комплекс оборудования, который условно можно разделить на три сегмента:

  • космический — собственно группа спутников, вращающихся по земной орбите в заданных плоскостях;
  • наземный, в чьи задачи входят конструирование космических аппаратов, их выведение на орбиту, контроль движения спутников, управление всеми элементами системы;
  • клиентское оборудование — устройства, которые принимают спутниковые сигналы, программно-аппаратный комплекс для обработки информации.

Принцип работы системы основан на радиоволнах, излучаемых спутниками. Они распространяются с определенной скоростью, которая считается постоянной величиной (на самом деле данный параметр зависит от многих условий, но критической роли это не играет). Еще одно значение, необходимое для вычисления, — время, в течение которого радиосигнал со спутника достигает приемного устройства (и наоборот). Время с высокой точностью измеряют атомные часы, находящиеся на борту каждого космического аппарата.

Местоположение спутников на орбите всегда точно известно. Данные о нем содержатся в памяти принимающего устройства. По мере движения космического аппарата эта информация оперативно обновляется. Причем каждый спутник передает данные не только о своем местоположении, но и о координатах других спутников, что многократно повышает точность измерений.

Информации о расположении спутников, времени и скорости передачи радиоволн достаточно, чтобы вычислить расстояние от каждого космического аппарата до принимающего устройства. Эти данные служат основой для расчета координат движущегося объекта, на котором установлен приемник. Также они дают возможность определить направление и скорость перемещения.

Современные системы спутникового контроля и мониторинга работают в режиме онлайн. Данные о местоположении объекта мгновенно передаются через GSM-сети на сервер и обрабатываются. Оперативный доступ к информации позволяет круглосуточно контролировать транспортное средство или другой подвижный объект. В случае чрезвычайной ситуации владелец сразу получит оповещение.

Главное, что интересует пользователей спутниковых систем, — это клиентское оборудование. Оно включает в себя:

  • Передающее и принимающее устройство, которое устанавливается на объект. Это может быть трекер или маяк. Между этими приборами есть существенная разница. Трекер работает в непрерывном режиме и позволяет отслеживать маршрут. Чаще всего он подключается к электросети автомобиля и питается от нее. Трекер хорошо подходит для мониторинга: например, он помогает следить за тем, чтобы водители добросовестно выполняли свою работу, снижать расходы на топливо и ремонт автомобиля. Но как противоугонная система устройство имеет ряд недостатков, главный из которых заключается в том, что трекер легко обнаружить.
    Маяк большую часть времени находится в спящем режиме и почти не потребляет электроэнергию. Время от времени по заданному пользователем расписанию устройство включается и проверяет, не поступили ли новые данные. Благодаря работе от встроенных батарей и отсутствию внешних подключений маяк можно установить в любом месте автомобиля, при этом злоумышленники навряд ли смогут его заметить. К тому же в спящем состоянии маяк не излучает радиосигналов. Это делает его идеальным средством против угона. В автономном режиме прибор функционирует очень долго (некоторые виды устройств — до шести лет).
  • Датчики для отслеживания дополнительных параметров: расхода топлива, открывания/закрывания дверей, наличия пассажиров, температуры в рефрижераторе и так далее. Эти устройства подключаются к трекеру. Они используются опционально в тех ситуациях, когда необходимо контролировать те или иные функции транспортного средства.
  • Серверный центр для хранения и обработки данных. На него поступает информация с приемного устройства. Передача данных осуществляется посредством GSM-сети.
  • Комплекс программного обеспечения для мониторинга. Решение может быть реализовано также в виде мобильного приложения, устанавливаемого на смартфон пользователя.

Кому и зачем может понадобиться система спутникового мониторинга транспорта? Ответ вытекает из ее функционала. Для решения профессиональных задач система необходима сотрудникам транспортных, торговых, логистических, строительных компаний, службы такси, городского пассажирского транспорта, сферы ЖКХ, предприятий сельского хозяйства и многих других отраслей бизнеса. Для личных целей она нужна всем, кто заботится о сохранности своего транспортного средства (автомобиля, мотоцикла), перевозимых грузов. С помощью маяка также можно определять местоположение детей, пожилых людей, домашних животных (есть разные версии прибора для крепления на одежду, ошейник).

Стоимость сервиса спутникового мониторинга

Цена вопроса зависит от целого ряда условий. Она складывается из стоимости самого оборудования, его установки, настройки и обслуживания. На каждый из этих параметров влияет несколько факторов. Прежде всего важен тип и назначение системы. Естественно, что корпоративное решение стоит на порядок дороже, чем частное. Одно дело, когда перед пользователем стоит задача защитить личный автомобиль от угона, и совсем другое — если необходимо вести оперативный мониторинг большого автопарка, следить за действиями водителей, состоянием техники.

На заметку
На стоимость мониторинга сильно влияет объем функционала и наличие дополнительных опций в системе. К трекеру можно подключать любые датчики: уровня топлива, учета моточасов, вращения механизмов, температуры, наличия пассажиров. Чем больше дополнительных устройств, тем дороже будет установка и обслуживание системы.

Обслуживание системы спутникового мониторинга автотранспорта включает в себя несколько составляющих:

  • Подключение и настройка. Специалисты компании-поставщика услуг и оборудования установят в автомобиль клиента приемное устройство и необходимые датчики, настроят программное обеспечение.
  • Обучение. После монтажа сотрудники службы техподдержки подробно проинструктируют владельца по всем вопросам относительно ПО, расскажут, как по максимуму использовать функционал системы.
  • Гарантийное сервисное обслуживание и техническая поддержка. На протяжении всего срока эксплуатации оборудования спутникового мониторинга транспорта специалисты компании предоставляют клиентам сопровождение, предоставляют профессиональные консультации. В случае необходимости производится ремонт.

Иногда компании предлагают на выбор пользователя несколько тарифов: базовый с необходимым минимумом функций и расширенный с разным количеством дополнительных возможностей.

На рынке достаточно много компаний, оказывающих услуги спутникового мониторинга автомобилей. Предложения и цены на них везде разные, поэтому о стоимости можно говорить лишь приблизительно. Базовый комплект оборудования для автомобиля обходится в сумму около 3000–6000 рублей. Цена на абонентское обслуживание составляет от 500 рублей в месяц и более — все зависит от того, какие услуги входят в пакет. Кроме того, абонентского обслуживания может и вовсе не быть.


Космические технологии на страже безопасности вашего автомобиля — и это не фантастика, а реальность. Миниатюрный беспроводной GPS-маяк надежно защитит транспортное средство от угона, а трекер позволит отследить маршрут или проконтролировать действия водителя — вы сами можете выбрать дополнительные функции устройства.

карта

Использование систем спутникового мониторинга позволяет контролировать местонахождение автомобиля, а также такие параметры, как скорость движения, расход топлива и работа различных систем объекта.

Подробнее...
автофон

Устройство для спутникового мониторинга может не только отслеживать положение объекта, но и отправлять сигнал тревоги и дистанционно управлять системами автомобиля, в том числе сигнализацией, блокировкой двигателя.

Функциональность устройства...
автофон

Благодаря компактному размеру устройства спутникового мониторинга можно незаметно размещать в автомобилях, мотоциклах, велосипедах и других объектах.

Пример компактной системы мониторинга...
смарт

Осуществлять мониторинг объекта можно с помощью специализированного бесплатного сервера, а также браузера или мобильного приложения.

Узнать больше...
автофон

Современный рынок предлагает широкий выбор систем мониторинга автотранспорта, различающихся по стоимости и функционалу.

Перейти в каталог...
автофон

Для покупки и установки системы мониторинга автотранспорта стоит обращаться в специализированные компании, зарекомендовавшие себя на рынке.

Найти компанию...

Мнение редакции

Возможно, в будущем появится альтернатива GPS и ГЛОНАСС. Сейчас ведется строительство системы Galileo, которая представляет собой совместный проект стран Евросоюза и Европейского космического агентства. Однако на данный момент на орбиту выведено недостаточное количество спутников. Завершить строительство планируют к 2020 году. Есть также китайская система BeiDou/Compass, но она действует пока лишь в пределах страны.