Поисковые маячки: как выбрать лучший и чем они отличаются
Противоугонные системы и сигнализации для автомобилей с каждым годом становятся все более совершенными. Но упрямая статистика утверждает, что, несмотря на это, количество угонов, увы, не уменьшается. Не секрет также, что полиция не всегда добивается успеха в делах похищения автомобилей, так что во многом «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Каждый автовладелец должен быть готов к неблагоприятному исходу событий. А значит, кроме предупредительных стоит также принять меры по нахождению и возвращению авто. И одним из эффективных инструментов в этом деле может стать установка поискового маячка.
GPS VS ГЛОНАСС-маячок для слежения за автомобилем
Иногда поисковые маячки путают с навигационными, но следует знать, что это, в общем-то, разные устройства. Поисковый маячок на автомобиль — это миниатюрный прибор, который улавливает GPS- или ГЛОНАСС-сигналы, точно определяет координаты своего местоположения и передает их владельцу автомобиля с помощью СМС-сообщений или по протоколу GPRS.
Функционал поискового маячка сегодня достаточно широк — его можно использовать в целях:
- обнаружения угнанного автомобиля, мотоцикла, скутера, велосипеда и другой техники;
- уведомления владельца транспорта о начале эвакуации;
- мониторинга состояния служебного, специального и личного транспорта, включая контроль появления ударов и ускорений с определением координат того места, где они возникли;
- отслеживания и поиска людей, которые нуждаются в помощи, — детей, стариков и т.д.;
- мониторинга передвижения ценного груза и его розыска в случае утери, включая фиксацию начала движения объекта, ударов, переворотов;
- удаленного управления автомобилем;
- уведомления о тревоге на объекте путем отправки СМС-сообщения на телефон владельца.
Маячки слежения фиксируют местонахождение автомобиля (или любого другого объекта) с помощью систем спутниковой навигации, затем пакеты собираемых ими данных с определенной периодичностью передаются на серверы. Кстати, владелец может не только принимать сообщения от маяка, но и напрямую управлять им, отправляя СМС-команды. При этом чем реже происходит передача информации, тем сложнее определить место закладки маячка и тем медленнее расходуется его батарея. Все полученные сведения о координатах объекта собираются на специальном сервере, доступ к которому возможен с компьютера или любого мобильного устройства, имеющего доступ в интернет. Владельцу автомобиля в установленное время приходят уведомления о местонахождении машины и даже история ее перемещений за выбранный период.
Многие маячки оснащены чувствительным микрофоном, что дает владельцу возможность при помощи звонка или СМС-команды вести удаленный аудиоконтроль, например, за тем, что происходит в салоне автомобиля или вокруг него. Такая функция в числе прочего позволяет при отсутствии точных координат похищенного транспорта сделать выводы о его расположении относительно того или иного объекта — автосервиса, стройплощадки, автомагистрали и т. д. Кроме того, в некоторых маячках есть опция подключения к внешней охранной системе. При срабатывании датчиков владелец с помощью СМС может блокировать запуск двигателя, двери автомобиля, включить свет или звуковую сигнализацию и прочее.
Основным элементом конструкции маячка является GPS или ГЛОНАСС-приемник, который и определяет координаты объекта. Эти две системы имеют несколько отличий.
Система ГЛОНАСС была впервые запущена в 1982 году в СССР, на сегодня в нее входят 24 рабочих спутника, три резервных, один находится на техобслуживании, а еще один на испытаниях. Система GPS разрабатывалась Министерством обороны США и была введена в строй несколько ранее, чем ГЛОНАСС. Количество спутников в GPS составляет 32 единицы, что позволяет более точно определять координаты объектов — до двух–четырех метров против трех–шести метров у ГЛОНАСС. Кроме того, GPS позволяет измерять скорость передвигающегося объекта. Однако у ГЛОНАСС более защищенный сигнал и выше устойчивость к помехам. Поэтому самыми надежными и максимально точными считаются поисковые маяки, оснащенные одновременно и ГЛОНАСС-, и GPS-модулями.
Определение точных координат GPS/ГЛОНАСС может быть гарантировано только при условии прямой видимости неба. Поэтому желательно размещать маячки так, чтобы их не заслоняли металлические предметы. Нижнюю часть корпуса прибора также не следует крепить к металлической поверхности, чтобы избежать экранирования GSM-антенны.
Чтобы решить проблему определения координат объекта даже в тех местах, где нет прямой видимости неба, в некоторых отечественных маячках используют систему LBS-локации. Она представляет собой технологию позиционирования автомобиля по базовым станциям сотовой сети. Маячок присылает на сервер идентификаторы ближайших станций, по которым через ручные и автоматические конвертеры на специальном сайте можно узнать, где находится машина. Система работает даже на подземных стоянках, в гаражах, контейнерах. Также благодаря LBS-локации автомобиль можно будет найти и в том случае, если сигнал маячка глушится специально с помощью радиотехнических средств. Точность определения местоположения — до 300 метров, это единственный недостаток системы.
Большое преимущество маячков слежения — их небольшие размеры, сопоставимые со спичечным коробком. Этот крошечный маячок способен автономно работать три года, один раз в стуки выходя на связь. При таком режиме баланса сим-карты маяка хватает на восемь лет. Благодаря этому их можно крепить в самых неожиданных и незаметных местах. Кроме того, прибор очень сложно обнаружить и при помощи сканеров, поскольку большую часть времени маячок проводит в режиме сна, а в активный режим работы переходит только в момент передачи данных о местоположении автомобиля. И если даже похитителям удалось заглушить сигнал маячка на время угона, то впоследствии устройство вновь активируется и возобновит передачу сигналов владельцу.
Некоторые автовладельцы в качестве поискового маячка применяют сотовые телефоны, но угонщики давно научились обнаруживать подобные приспособления, поскольку телефон всегда находится в активном режиме. Еще один минус — аккумулятор телефона очень быстро разряжается, и его необходимо подключать проводом к питанию автомобиля.
Рынок устройств слежения в России
Сегодняшний рынок поисковых маячков для автомобиля весьма насыщен. Существенную его долю занимают дешевые устройства от неизвестных производителей из Китая, и здесь нужно быть особенно осторожным. Качество китайских маячков нередко оставляет желать лучшего: возможны потери данных из-за неоптимизированного кода контроллера, отсутствует ПО, совместимое с Windows, а некоторые модели из-за наличия внешних антенн очень непросто замаскировать. Известны случаи, когда при заказе маячков через AliExpress покупатели сталкивались с пристальным вниманием со стороны отечественных правоохранительных органов, поскольку китайские изделия не сертифицированы в России и могут быть расценены как спецсредство для негласного получения информации.
Достойным качеством и надежностью отличаются европейские модели маячков, но нередко они имеют и очень высокую стоимость. Золотая середина в этом случае — отечественные разработки, сочетающие в себе высокое качество и доступную цену. Основные российские производители — это «АвтоФон», Pandora, FindMe и StarLine. Средняя цена на устройства этих компаний — примерно 5000–8000 рублей. Например, компактный и надежный маячок «АвтоФон Альфа-Маяк i» с уменьшенными габаритными размерами — всего 60×40 мм — стоит 5400 рублей. При этом маячок способен работать в автономном режиме до пяти лет на одном комплекте батарей и в широком диапазоне температур, а также имеет совмещенный модуль ГЛОНАСС/GPS.
Стоимость маяков других отечественных брендов находится примерно в этих же границах: 4900–7600 рублей у StarLine, 8990 рублей у Pandora и 4990–8500 рублей у FindMe[1].
Преимущества установки поисковых маячков
Установка маячков слежения постепенно становится в России все более популярной. Ответственные автовладельцы все чаще «закладывают» их в свои автомобили, чтобы снизить вероятность угона или упростить поиск, если неприятность уже случилась.
Но, кроме противоугонной и поисковой функций, маяки оказывают и иную существенную помощь владельцам тех организаций, которые используют в своей работе автотранспорт: лизинговым компаниями, службам аренды и каршеринга, таксопаркам и грузоперевозчикам. Многие отечественные маяки, такие, например, как устройства серии «АвтоФон Маяк», могут быть использованы еще и в качестве автомобильного трекера. Если поставить объект на непрерывный мониторинг, с их помощью можно контролировать перемещение транспорта и сотрудников на выезде.
Возможность постоянного контроля за транспортным средством вполне способна привести к росту доходов за счет повышения производительности труда. Буквально за несколько секунд руководитель может выяснить, где именно находится конкретный автомобиль, почему произошла задержка и т.д. Отклонения от заданного маршрута становятся попросту невозможными, а значит, исключаются необоснованный расход топлива, холостой пробег автомобиля, «левые» рейсы.
Кроме того, можно оперативно реагировать на внештатные ситуации на дороге: маячок с регулировкой чувствительности фиксирует и передает диспетчеру информацию об ударах, превышении скорости, перевороте. На основе статистики, полученной после анализа скоростного режима, расстояний между объектами и расхода топлива, можно разработать оптимальные маршруты и снизить затраты на бензин, ремонт и весь автопарк в целом.
Службам аренды и каршеринга установка маячков позволяет круглосуточно отслеживать местонахождение автомобилей и своевременно принимать меры по их поиску и возвращению в случае мошенничества лица, которому автомобиль был сдан в пользование. Установка маячков для таких компаний является обязательным условием безопасного ведения бизнеса.
Главные преимущества поисковых маячков — это их низкая цена и универсальность, благодаря которой можно решить сразу несколько задач клиента. Маячки можно установить максимально быстро и без подключения к бортовым цепям автомобиля. Работает такой маячок везде, где есть GSM-покрытие, а значит, безопасность автомобиля будет обеспечиваться практически непрерывно.
Некоторые модели GPS-маяков отличаются миниатюрными размерами, длительной автономной работой и не требуют пополнения баланса встроенной SIM-карты.
Смотреть характеристики...«АвтоФон SE-Маяк» — проверенная временем модель, имеющая датчики начала движения, удара, аварии, микрофон, а также SOS-кнопку.
Возможности устройства...Благодаря наличию дополнительного канала в «АвтоФон SE-Маяк+» возможно дистанционно управлять внешними устройствами, такими как удаленная блокировка двигателя, модуль включения автозапуска и сирены.
Подробнее...«АвтоФон Альфа-Маяк 2XL» работает до шести лет на одном комплекте батарей и имеет предоплаченный баланс SIM-карты.
Купить GPS-маяк...Просматривать текущее местоположение объекта с GPS-маяком можно с помощью специальной программы или веб-сервиса.
Смотреть демоверсию мониторинга...В случае угона автомобиля владельцы устройств «АвтоФон-Маяк» могут воспользоваться бесплатной услугой «АвтоФон-Реагирование» — силовой поддержкой при поиске похищенного транспортного средства.
Унать больше...