Ремонт турбин в Москве и регионах: куда можно отдать турбокомпрессор на восстановление и во сколько это обойдется?
Двигатель с турбонаддувом уже не считается привилегией машин премиум-класса — теперь это вполне привычный атрибут, повышающий технические характеристики автомобиля. Но, как и любая деталь, турбокомпрессор со временем может выйти из строя. И тогда перед автолюбителем возникает проблема: где отремонтировать турбину? Обратиться в специализированный техцентр или довериться «гаражным мастерам»? В этой статье мы разберем все подводные камни такой, казалось бы, нехитрой работы, как ремонт турбокомпрессоров, и поможем читателям сделать выбор.
Что такое турбина и как она работает
Говоря очень упрощенно, турбина — это устройство, помогающее повысить мощность двигателя без увеличения его объема и числа оборотов. Этот эффект достигается благодаря сжатию воздуха, поступающего в цилиндры. Для работы турбины используется энергия выхлопных газов.
Принцип действия устройства несложен и заключается в следующем. Выхлопные газы мотора вращают крыльчатку турбины, приводя в движение лопасти турбокомпрессора (он закреплен на одном валу с турбиной). За счет этого внутрь нагнетается воздух. Турбокомпрессор сжимает его, в результате чего увеличивается концентрация кислорода, необходимого для сжигания топлива. Но одновременно воздух нагревается — таково неизбежное следствие сжатия. Это, во-первых, ведет к его разрежению, а во-вторых, повышает опасность детонации. Поэтому из компрессора сжатый воздух поступает в охлаждающее устройство — интеркулер, а далее подается через впускной коллектор в цилиндры двигателя.
За счет увеличения объема воздуха, нагнетаемого под давлением, и повышения концентрации кислорода в нем двигатель с турбонаддувом за один такт сжигает большее количество топлива, чем атмосферный. Благодаря этому увеличивается мощность мотора.
Газы, образовавшиеся в результате сгорания топливо-воздушной смеси, через выпускной коллектор поступают в турбину. Крыльчатка начинает вращаться, и цикл запускается вновь.
Турбокомпрессоры широко применяются в промышленности: ими оснащают двигатели судов, самолетов, тепловозов, тракторов, спецтехники и, конечно, грузовых и легковых автомобилей. Технологии их производства постоянно совершенствуются. Благодаря турбокомпрессорам современные автомобильные двигатели стали мощнее и экономичнее. Кроме того, утилизация энергии выхлопных газов позволяет уменьшить вредные выбросы в атмосферу.
Чаще всего турбокомпрессоры устанавливаются на дизельные моторы, что обусловлено некоторыми особенностями последних. Бензиновые турбодвигатели встречаются реже.
Автомобили с турбированным мотором сегодня представлены в модельных линейках большинства известных марок: Audi, BMW, Volkswagen, Mercedes, Volvo, Chevrolet, Renault, Ford, Citroen, Fiat, Honda, Hyundai, Mazda, Nissan, Toyota, Subaru, Mitsubishi, Opel, Peugeot, Skoda, SsangYong, Kia и так далее. Основные производители турбин для них — Garrett, Caterpillar, Holset, IHI, KKK, Schwitzer, Toyota, Hitachi, Mitsubishi.
При всех бесспорных достоинствах турбомоторов у них есть одна особенность — меньший по сравнению с атмосферными двигателями ресурс. В среднем он составляет около 110 000 км [1] . После этого может потребоваться капитальный ремонт турбокомпрессора или замена отдельных его узлов. Продлевают жизнь турбины спокойная манера вождения, применение высококачественного топлива. Кроме того, важно качество масла и периодичность его замены (оптимально — через каждые 7000 км), не стоит забывать и о регулярной замене воздушного фильтра. Но даже при очень бережном обращении рано или поздно встанет вопрос о ремонте.
Проблема осложняется тем, что неисправность турбокомпрессора может привести к поломке других элементов двигателя. Тогда ремонт обойдется в разы дороже.
О том, что с турбиной не все в порядке, легко догадаться по некоторым признакам:
- возникает необычный шум при работе мотора;
- увеличился расход топлива и/или масла;
- упала мощность двигателя;
- при старте появляется черный или синий дым.
Но это лишь следствия, а причин поломки может быть множество. Вот лишь некоторые из них:
- нарушение герметичности впускного или выпускного коллектора;
- засорение выхлопной системы;
- неисправность клапана управления;
- засорение воздушного фильтра;
- неисправность актуатора;
- неисправность вестгейта — клапана, который предотвращает перегрузку турбины при большом давлении выхлопных газов;
- некорректная работа системы подачи топлива;
- недостаток компрессии в двигателе;
- низкое давление масла;
- инородный предмет во впускном коллекторе;
- некорректная работа системы зажигания;
- отсутствие герметичности между воздушным фильтром и турбокомпрессором;
- утечка выхлопных газов между коллектором и турбокомпрессором;
- люфт электронного актуатора выше нормы;
- увеличенное давление картерных газов.
Точно установить причину неисправности можно только после демонтажа турбины и проверки всех ее элементов. Не исключено, что потребуются дополнительные работы: программирование клапана ЕГР, удаление катализатора, сажевого фильтра, настройка электронного актуатора, перепрограммирование блока управления, отключение вихревой заслонки.
И тут, конечно, перед автовладельцем возникает главный вопрос: где можно отремонтировать турбину? Есть два варианта (о попытке самостоятельного ремонта речь не идет в принципе). Далее рассмотрим и оценим каждый из них.
«Гаражный» ремонт или обращение в специализированную компанию?
Чтобы аргументированно ответить на вопрос заголовка, нужно в общих чертах понимать технологию ремонта турбокомпрессоров. Если делать все по правилам, процесс состоит из нескольких этапов:
- Демонтаж турбины с автомобиля.
- Разборка турбокомпрессора.
- Очистка, которая, в свою очередь, осуществляется в три стадии. Сначала детали турбины помещают в моечную машину, чтобы удалить основную грязь и масло. Затем производят более глубокую очистку в пескоструйной установке. С ее помощью удаляют ржавчину и налет. Наконец, в ультразвуковой ванне промывают трубки слива и подачи масла.
- Диагностика. Это один из самых ответственных этапов, в ходе которого выявляются неисправности и их причины. Специалист производит визуальный осмотр деталей турбокомпрессора и проверку с использованием профессионального оборудования. Замеряются люфты вала и колеса (как радиального, так и осевого) — для выявления отклонений от параметров, заявленных производителем. Оцениваются состояние впускной и вакуумной систем, электромагнитных клапанов, герметичность всех патрубков и интеркулера. По итогам диагностики составляется дефектная ведомость.
- Поставка комплектующих. На основании дефектной ведомости подготавливаются детали, необходимые для ремонта.
- Сборка основных узлов турбокомпрессора.
- Балансировка. Она осуществляется поэтапно в процессе сборки. На балансировочный стенд помещают вал турбины, затем вал с колесом компрессора. После этого выполняют балансировку картриджа.
- Окончательная сборка. Все узлы турбины — «горячую», «холодную» части и картридж — собирают в одно целое.
- Регулировка актуатора турбины.
- Турбина поступает в отдел контроля качества, где ставятся метки. Далее производятся замеры и проверяются показатели на соответствие нормам, заявленным производителем.
- Монтаж турбокомпрессора на автомобиль и тест-драйв.
Именно так выполняют ремонт турбокомпрессора двигателя специализированные технические центры. Из описания этапов очевидно, что задача эта не столь проста, как, возможно, могло показаться некоторым автовладельцам на первый взгляд. Турбина имеет сложное устройство, а потому требует тонкой диагностики и регулировки. Чтобы получить качественный результат, необходимы два условия: во-первых, высокий уровень знаний, во-вторых — профессиональное оборудование.
Понятно, что эти обстоятельства влияют на цену ремонта турбокомпрессора — и отнюдь не в сторону уменьшения. Поэтому порой возникает соблазн сэкономить, обратившись к «гаражным умельцам». Как же ремонтируют турбины в обычном автосервисе?
Чаще всего услуга, заявленная у них как «ремонт турбокомпрессора», включает в себя:
- разборку турбины;
- замену картриджа (основной части устройства);
- сборку турбины.
На этом все. Ни диагностики неисправностей, ни очистки, ни балансировки кустарная мастерская предложить не может — для этого у них просто нет специального дорогостоящего оборудования, а так как причина не установлена, высок риск повторной поломки. Да и опыт «гаражных» мастеров и СТО-посредников в части обращения с таким сложным устройством, как турбина, нередко оставляет желать лучшего.
В итоге желание сэкономить зачастую оборачивается лишними расходами. Отремонтированная турбина ломается сразу или через небольшое время после замены картриджа, потому что не была проведена диагностика и, следовательно, остались невыявленными причины, приведшие к неисправности. Хуже всего, если после такого «ремонта» приходится полностью менять двигатель.
Поэтому ответ на вопрос заголовка для ответственного автовладельца очевиден: доверять ремонт турбины «гаражным» мастерам и СТО-посредникам рискованно. Только профессиональный техцентр в состоянии обеспечить надежность и качество результата.
Как ремонтируют турбокомпрессоры в Москве и сколько это может стоить
Столичным автолюбителям доступны разнообразные варианты услуг. Ремонт турбин в Москве выполняют сотни компаний — от «гаражных» мастерских до профессиональных технических центров полного цикла. Разумеется, стоимость и качество услуг варьируются очень широко. Вот основные параметры отличия компаний друг от друга.
Оснащение. Для качественного ремонта необходимо современное оборудование: балансировочные и добалансировочные стенды, устройства для диагностики, чистки турбин, программатор для настройки актуатора (сервопривод), устройства для диагностики, стенд для настройки геометрии и так далее. Не каждый сервис по ремонту в состоянии позволить себе дорогостоящее оснащение. Многие компании, заявляющие о себе как о профессионалах, работают на стендах, которые устарели еще несколько лет назад. Некоторые и вовсе не имеют собственного оборудования для ремонта турбокомпрессоров. Такие «мастера» осуществляют только монтаж и демонтаж, а ремонтирует турбины другая компания. Подобное посредничество сказывается на сроках и стоимости работ, а также условиях гарантийного обслуживания.
Комплектующие. Для каждой турбины требуется особый набор запчастей — универсального ремкомплекта не существует. Вопрос обеспечения комплектующими различные компании тоже решают по-разному. Специализированные техцентры сотрудничают напрямую с производителями запчастей и используют для хранения свой склад, менее крупные совершают закупки у посредников. Есть и такие «умельцы», которые изготавливают детали самостоятельно на токарных станках. Это самым грубым образом противоречит любым стандартам ремонта турбокомпрессоров.
Набор услуг. Он зависит от оснащенности компании и наличия нужных специалистов в штате. Если в обычном автосервисе ограничиваются лишь заменой картриджа, то специализированные техцентры полного цикла предлагают максимальный спектр услуг, включая комплексную электронную и механическую диагностику (нередко эти услуги предоставляются бесплатно) и целый ряд сопутствующих работ.
Гарантия. Ее готовы предоставить только профессионалы, уверенные в качестве результата. Даже в столице таких компаний не слишком много. Рекомендуется выполнять все этапы ремонта, включая монтаж и демонтаж, в одном специализированном техцентре. В противном случае, если возникнет поломка, чтобы получить обслуживание по гарантии, нужно будет сначала выяснить, в каком именно техцентре были допущены ошибки в работе.
Цены на ремонт турбокомпрессоров в Москве зависят от марки и типа турбины, объема двигателя, специфики проведенных работ, а также от уровня обслуживания, качества оборудования и комплектующих. В серьезной компании замена ремкомплекта стоит примерно 8500–11 000 рублей. В «гараже» сделают дешевле, только вполне вероятно, что не все необходимые детали будут заменены на новые и в ближайшем будущем владельцу авто придется заплатить за повторный ремонт — ведь причина поломки останется неустраненной.
А как обстоят дела в регионах?
Специализированных компаний, занимающихся ремонтом турбин, крайне мало даже в городах-миллионниках — Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Челябинске и других. О глубокой провинции и вовсе говорить не приходится. Но сейчас у автовладельцев из регионов есть возможность отремонтировать турбину в Москве, даже не покидая своего города. У профессиональных специализированных компаний есть свои отделы логистики, которые самостоятельно организуют весь процесс.
Схема проста: автовладелец отправляет турбину транспортной компанией в Москву, сотрудники сервиса забирают ее из пункта самовывоза, производят диагностику и выполняют ремонт. В течение всего процесса персональный менеджер информирует клиента о ходе работ, высылает фото- и видеоотчеты. Отремонтированную турбину отправляют владельцу тоже посредством транспортной компании. Вместе с этим клиент получает отчет о причинах неисправности и рекомендации по уходу за автомобилем, чтобы предотвратить поломки в дальнейшем.
Несмотря на то что, казалось бы, ремонт турбин в Москве с гарантией обходится жителям регионов дороже, чем услуги местных автосервисов, они все чаще выбирают именно этот вариант. И в итоге, учитывая долгосрочность результата, обращение в столичную компанию может все-таки оказаться дешевле даже с пересылкой.
Ремонт турбины — процесс очень тонкий и сложный, начиная с этапа диагностики и заканчивая программированием. Эту работу нельзя доверять непрофессионалам: вместо ожидаемой экономии «гаражный сервис» может обернуться лишними тратами. К счастью для автовладельцев, качественный ремонт турбокомпрессоров в специализированном техцентре стал доступен даже жителям регионов.