Виды консалтинговых услуг и порядок их оказания
Рынок консалтинговых услуг — относительно молодой, но уже достигший фазы активного роста. Какими тенденциями определяется его развитие и в каких услугах сегодня наиболее заинтересованы клиенты консалтинговых компаний?
Содержание:
Рынок консалтинговых услуг в России
Как вид бизнеса консалтинг представляет собой услуги профессионального консультирования по широкому кругу вопросов экономической, финансовой, юридической и многих других сфер хозяйственной деятельности.
Первая в мире консалтинговая компания появилась в 1914 году. Она представляла собой службу бизнес-исследований. К началу 1930 годов сложилось понимание, что дальнейшее развитие бизнеса невозможно без четкого стратегического планирования, в том числе в областях маркетинга и кадровой политики. Консалтинговыми услугами, наряду с представителями крупного частного бизнеса, заинтересовались государственные предприятия и представители военно-промышленного комплекса. Безусловно, это дало мощный импульс активному развитию рынка консалтинговых услуг.
В развитых странах консалтинговые услуги давно стали неотъемлемой частью нормальной работы всей бизнес-системы. По объемам финансирования и масштабам прибыли рынок консалтинговых услуг сопоставим с другими сферами бизнеса. Участие профессиональных консультантов в разрешении бизнес-задач разного уровня происходит на постоянной основе.
В России рынок консалтинговых услуг преодолел пока сравнительно короткий путь развития. Первые профессиональные консультанты появились у нас в начале 90-х годов, одновременно с переходом к рыночной экономике. По мере эволюционирования отечественного бизнеса серьезно менялся и рынок консалтинговых услуг. Сейчас его с полным правом можно назвать профессиональным и конкурентоспособным, а структура услуг, которые предоставляют российские компании, практически не имеет отличий от зарубежных аналогов.
Потребность в услугах профессиональных консультантов в той или иной мере возникает у большинства российских бизнесменов. Нестабильность валютных курсов, скачки биржевых котировок на сырье, регулярные изменения в законодательстве, а также непростая внешнеполитическая обстановка серьезно влияют на развитие бизнеса и требуют всестороннего анализа ситуации профессионалов.
Кроме того, любая компания периодически может сталкиваться с проблемами внутреннего характера, связанными, например, с взаимоотношениями в коллективе, приходом нового руководства, изменением привычных деловых партнеров. Взглянуть на ситуацию непредвзято также поможет независимый консультант.
Нередко консалтинговые услуги становятся востребованными при желании увеличить темпы роста компании и при необходимости оптимизации издержек. Консалтинг используется и в PR, когда, например, результаты аудиторской проверки становятся достоянием общественности и влияют на создание положительного образа компании.
После падения доходов консалтинговых компаний в России в 2019 году начался планомерный рост. По итогам 2021 года он оказался максимальным за последние три года. По данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), cуммарная выручка крупнейших консалтинговых групп и компаний увеличилась на 12% и составила 96,236 млрд рублей. Годом ранее рост был на уровне 5%[1]
.Отметим, что в 2021 году перечень консалтинговых компаний нашей страны, участвующих в рэнкинге, состоял из 180 наименований. Для сравнения — в первом рэнкинге, составленном по результатам 1995 года, было представлено всего 20 компаний. Таким образом, за минувшие двадцать лет число активных игроков возросло в девять раз.
В тройке лидеров рэнкинга крупнейших консалтинговых компаний, остававшейся неизменной долгие годы, на этот раз произошли изменения. Все игроки сместились на одну ступень вверх — первая строчка освободилась в связи с выбыванием компании «ЛАНИТ», бывшей лидером в течение предыдущих семи лет. Ведущие игроки на рынке консалтинговых услуг России распределились следующим образом:
Тройка лидеров списка крупнейших консалтинговых групп и компаний России[2]
Место в рейтинге
Название компании
Суммарная выручка от консалтинговых услуг за 2021 г. (тыс. руб.)
1
«Эрнст энд Янг»
13 349 930
2
«Технологии Доверия» (ТеДо)
11 342 410
3
КПМГ
9 889 632
Виды востребованных услуг
Большинство экспертов, говоря об основных видах консалтинговых услуг, выделяют общее управление и администрирование, IT-консалтинг, финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый и производственный консалтинг, оценочную деятельность и HR-консалтинг.
Компании, работающие в сфере консалтинга, успешно применяют комбинацию различных форм и методов. Помимо консультаций, специалисты проводят аудит, занимаются бухгалтерским обслуживанием, инвестиционным банкированием, тренингами, рекрутментом, инжинирингом, используют все профессиональные методики, которые позволяют сделать бизнес более эффективным.
По информации рейтингового агентства RAEX («Эксперт-РА»), рост произошел по всем направлениям консалтинга. Несмотря на то, что наибольшее увеличение объема выручки (31%) наблюдалось в области HR-консалтинга, лидерство по сумме совокупных доходов сохраняется за IT-консалтингом. Компании, оказывающие услуги в этой области, заработали 22,609 млрд рублей. Это 37% общей выручки участников рэнкинга. По прогнозам, с учетом ухода с рынка европейских IT-разработчиков и необходимости создания альтернативных продуктов, в будущем году рост может оказаться еще более ощутимым.
Второе место принадлежит традиционно занимают компании, оказывающие услуги по финансовому консультированию. На их долю приходится более четверти совокупной выручки, которая по итогам 2021 года составила 16,333 млрд рублей. Этому способствовало восстановление экономики после пандемии, изменения в законодательстве, востребованность услуг аутсорсинг-провайдеров и объединенных центров обслуживания.
IT-консалтинг объединяет две сферы деятельности: управленческое консультирование и системную интеграцию. Лидером в сфере управленческого консультирования стала группа «Болрас»[3]
. Первую строчку в области IT-консалтинга по разработке и системной интеграции занимает компания «КРОК»[4] . Обе компании входят в тройку лидеров в обеих номинациях. Третий участник — группа “Юникон”.Финансовым управлением называется анализ деятельности предприятия, который не требует аудиторской проверки. Он строится на административных и бухгалтерских документах. Лидирующие позиции здесь занимают компании «СберРешения», группа «Юникон» и «Мое дело»[5]
.Учитывая сложность нынешней экономической ситуации, важно четко представлять себе стоимость активов, кредитоспособность и инвестиционную привлекательность компании. Поэтому оценка и стоимостное консультирование приобретают столь большое значение для принятия стратегических решений. Рост выручки компаний, работающих в этой сфере, по итогам 2021 года составил 26%. Лидерами этой сферы являются группы SRG, «Технологии Доверия» (ТеДо) и «Центр независимой экспертизы собственности»[6]
.Налоговый консалтинг востребован предприятиями любого уровня, от крупных корпораций до индивидуальных предпринимателей. Суммарная выручка компаний, работающий в этой сфере, в 2021 году превысила 2 млрд рублей. Крупнейшими представителями налогового консалтинга на данный момент являются компании «Уральский союз», «МЭФ-Аудит», «ЭК/Солюшнс» (ГК КОМИТА)[7]
.Юридический консалтинг на протяжении многих лет не теряет популярности среди заказчиков, ведь российское законодательство пребывает в режиме регулярных изменений и дополнений. Темпы роста доходов компаний, занимающихся юридическим консультированием, составили 6%. Лидирующие позиции в сфере юридических консультаций занимают компании «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и налоговый консалтинг», «СберРешения», группа компаний «ПРАВОВЕСТ Аудит»[8]
.Темпы роста выручки компаний, занимающихся стратегическим консалтингом, составили 28%. 2021 год принес участникам рынка совокупную выручку в размере свыше 3 млрд рублей. Заказчики подобных компаний — представители крупного бизнеса. Наиболее активно в данной сфере работают компании «КБ Стрелка», Strategy Partners, «Центр экономики инфраструктуры»[9]
.Консультации в области маркетинга принесли компаниям 792 млн рублей. Крупнейшими потреблителями услуг в этой области стали сферы строительства и девелопмента. Максимальную выручку в сегменте консультимрования в области маркетинга и PR получили компании «Маркетинг-Консультант», «КСК ГРУПП», «Текарт»[10]
.Доля совокупной выручки компаний, занимающихся консалтингом в области производства товаров и услуг, превысила 8%. Рост суммарной выручки составил 22%. Объем выручки от услуг в этой отрасли по итогам 2021 года превысил 5 млрд рублей — рост по отношению к предыдущему периоду составил 22%. В связи с активными строительством наиболее востребовано оказалось консультирование в управлении строительством и финансово-техническом мониторинге, технических экспертизах и строительном аудите. Ведущими специалистами этого направления стали «Спектрум-Холдинг», «Инжиниринговая Компания «2К», GREEN[11]
.Лидеры в номинации управление персоналом — компании «ЭКОПСИ Консалтинг», «Северсталь — Центр Единого Сервиса», MOLGA Consulting[12]
. Доходы компаний, специализирующихся на HR-консалтинге, увеличились за 2021 год на 31% — до 3,304 млрд рублей[13] .Отметим, что разделить консалтинг на виды и направления можно лишь условно. На практике большая часть компаний работают в широком консалтинговом поле и предоставляют услуги по всем или нескольким направлениям.
Порядок оказания консалтинговых услуг и нюансы заключения договора
Исходя из самой природы консалтинга, проведение этой процедуры определяется договором об оказании консультационных услуг. Консалтинговые услуги — понятие собирательное и допускающее массу толкований. Поэтому, составляя договор консалтинговых услуг, стоит четко прописать, какого рода услуги входят в перечень и в какой форме.
Договор на оказание консалтинговых услуг, наряду с формальными данными (такими, как наименование документа, место и дата составления, реквизиты сторон и подписи) обычно содержит существенные сведения: предмет договора, сроки выполнения, сумму вознаграждения и условия получения, права и обязанности сторон, зоны ответственности заказчика и исполнителя. Также договор может содержать положение о конфиденциальности и условия расторжения.
Как правило, договор консалтинговых услуг в качестве приложения содержит техническое задание. Это важнейшая составляющая документа. В техническом задании стороны определяют, какие цели ставит заказчик и какими методами их будет достигать эксперт. В техническом задании дается характеристика поставленных проблем, определяется объем работы, формулируется прогнозируемый результат, перечисляются способы достижения этого результата.
Чем точнее и подробнее будет составлено техническое задание, тем больше вероятность, что ожидания клиента совпадут с решением, предложенным консультантом. Грамотно составленный договор на оказание консалтинговых услуг с приложением четко прописанного технического задания — залог успешного результата.
Цены на услуги консультирования
На стоимость консалтинга влияет целый ряд факторов: сложность проблем, сроки их решения, специфика поставленных задач и даже местоположение клиента. Поэтому прежде чем определить стоимость консалтинговых услуг, компания проводит предварительное исследование проблем клиента, определение конечной цели и доступных средств для ее достижения.
Значительную часть конечной стоимости услуг составляют затраты фирмы на оплату интеллектуальной деятельности экспертов, консультантов и труда дополнительного персонала. Также учитываются расходы на аренду помещений, мобильную связь и интернет, расходные материалы, бухгалтерское обслуживание, рекламу, оплату налогов. Если клиент находится в другом регионе, стоимость консалтинговых услуг включает также затраты на проживание, командировочные и транспортные расходы.
Суммировав все эти постоянные и проектные затраты, а также учитывая норму прибыли компании в пределах 10–15%, можно получить итоговую стоимость услуг профессионального консультирования.
Мировая практика при выставлении счета за консалтинговые услуги использует один из вариантов оплаты проекта: по фиксированной стоимости, выплату процентов от прибыли, почасовую оплату, а также фиксированную сумму плюс премию по результатам работы. Каждый вариант имеет свои нюансы в определении конкурентоспособной цены, которая не отпугнет клиента и послужит достойным вознаграждением консультанту.
Безусловно, стоимость услуг зависит от сложности задачи и времени, затраченного экспертом на ее выполнение. Подбор персонала, проведение обучающих тренингов, управление продажами — подобные мероприятия можно привести в качестве примеров недорогих консалтинговых услуг. К числу дорогостоящих консалтинговых услуг относятся, например, стратегическое планирование, финансовое управление, разработка и системная интеграция. Такие проекты, как правило, бывают довольно масштабными по объему поставленных задач и продолжительными по времени исполнения, требуют значительных интеллектуальных усилий, глубоких знаний и высокого профессионализма.
Рассчитывается стоимость услуг для каждого случая индивидуально. Однако стоит отметить, что цены на консалтинговые услуги в России значительно ниже мировых. Некоторые отечественные компании привлекают иностранных консультантов и оплачивают их услуги по мировым стандартам. Однако доля таких щедрых клиентов на российском рынке невелика — это, как правило, крупные предприятия нефте- и газодобывающей отраслей, а также банковской сферы. Значительная же часть клиентов не готова платить больше за сервис аналогичного качества, поэтому делает выбор в пользу отечественных профессионалов.
Справедливую стоимость консалтинговых услуг, как и любого продукта интеллектуальной деятельности, определить непросто. Кроме того, цены формируются под воздействием различных внешних сил, таких как рыночная конъюнктура или государственная экономическая политика.
Многие американские и европейские консалтинговые компании ведут свою историю с середины прошлого века, тогда как старейшие бизнес-консультанты России появились лишь в 90-х годах. Однако сегодня все без исключения крупные государственные и частные компании пользуются услугами консалтинговых агентств. Наметилась тенденция к росту заказчиков из числа малого и среднего бизнеса. В сложившейся экономической ситуации руководство любых предприятий, вне зависимости от размера и формы собственности, стремится повысить эффективность хозяйственной деятельности. Помощь независимых консультантов в этом может оказаться бесценной.
Читайте также