Инвалидные кресла-коляски: нюансы выбора

В современном мире частичная утрата двигательных функций не изолирует человека от социума и не заставляет его ставить крест на своей жизни. Огромный выбор кресел-колясок это подтверждает. Главное — правильно подобрать средство передвижения, чтобы оно соответствовало вашим индивидуальным потребностям.

Оценивать кресло-коляску необходимо исходя из предполагаемого срока ее использования. Далее поговорим о том, какие кресла-коляски представлены на российском рынке.

Инвалидное кресло-коляска или каталка: почувствуйте разницу!

Следует различать кресла-коляски и кресла-каталки. Коляской самостоятельно управляет тот, кто в ней сидит, а каталку «толкает» другой человек, например медсестра или родственник. Каталки предназначены для кратковременной транспортировки пациента, который не может передвигаться сам. Поэтому они легкие, без противоопрокидывающего устройства, оснащены маленькими колесами, из удобств в них может быть предусмотрено только туалетное устройство в сиденье. Не предполагается, что пациент будет оставаться в каталке один длительное время. Исключение составляют транспортные каталки, которые представляют собой уже не кресло, а передвижную кровать. Они предназначены для машин скорой помощи, реанимационных и хирургических отделений больниц.

Инвалидное кресло-коляска — это средство передвижения, предназначенное для людей, которые временно или окончательно утратили способность самостоятельно ходить, но могут долго находиться в сидячем положении. В зависимости от индивидуальных особенностей и образа жизни одному больному может потребоваться не одно, а два–три разных кресла-коляски.

Это интересно!
Подвижное кресло с регулируемой спинкой и упорами для ног — прототип кресла-каталки — было разработано в XVI веке для короля Испании Филиппа II. Подобное же устройство использовал в 1700 году и король Франции Людовик XIV, пока выздоравливал после операции. Прототип колясок на электротяге появился в 1912 году, но активное применение это изобретение получило лишь в конце 1980-х[1].

Виды кресел-колясок для инвалидов

Кресла-коляски в зависимости от режима их использования и способа управления могут быть разными.

Виды кресел-колясок для инвалидов

По назначению:

  • Базовые. Предназначены для постоянного использования дома и на улице. Могут быть рассчитаны на ежедневную эксплуатацию в течение нескольких месяцев или лет.
  • Активные. Для тех, кто собирается вести подвижный образ жизни, совершать длительные прогулки, выезжать на природу, заниматься физкультурой. Имеют большое количество регулировок.
  • Спортивные. Для занятий профессиональным спортом и танцами. Максимально легкие, с укороченными подлокотниками, передние колеса имеют уменьшенный диаметр. Рассчитаны на постоянное движение и экстремальные нагрузки.
  • Облегченные. Изготавливаются из алюминия, весят 7–15 кг, часто бывают складными. Применяются в случаях, когда коляску требуется часто переносить и транспортировать, а помощник инвалида не может поднимать тяжести.
  • Санитарные. В таких креслах-колясках имеется встроенное в сиденье туалетное устройство. Предназначены для людей с нарушением работы выделительных систем организма.
  • Детские. Легкие коляски небольшого размера, как правило, оснащенные страховочными ремнями. В некоторых моделях предусмотрены столики, чтобы ребенок мог есть, играть, рисовать. Такие инвалидные коляски внешне похожи на обычные прогулочные для здоровых детей, но рассчитаны на длительное использование и имеют различные специальные приспособления (например фиксатор головы для детей с церебральным параличом).

По типу привода:

  • С ручным приводом. Самые простые коляски с большими задними колесами. Шина колеса дублируется металлическим ободом меньшего диаметра для рук. Толкая обод руками вперед или назад, пользователь приводит в движение задние колеса и все кресло-коляску в целом.
  • С рычажным, или механическим, приводом. Эти коляски удобнее в управлении за счет использования двух рычагов с эргономичными ручками. Передвигаться на них можно быстрее, чем на колясках с обычным ручным приводом.
  • С электроприводом. Такие коляски управляются с помощью пульта, имеют функции регулировки скорости и торможения. Они рекомендованы тем, кто физически не может постоянно вращать колеса при помощи ручного или рычажного привода.

Определив, какой вид кресла-коляски вам нужен, остается выбрать модель. Это не так просто — придется учесть целый ряд параметров.

Характеристики кресла-коляски

Параметры выбора кресла-коляски
  • Производитель. При выборе модели, помимо ее функциональности, стоит учитывать репутацию бренда (изготовителя) и узнать о доступных сервисных центрах, о наличии комплектующих, проверить, имеются ли сертификаты на продукцию. С этой точки зрения известные отечественные производители не уступают зарубежным и, как правило, предлагают продукцию по более доступным ценам. Немаловажна и финансовая ликвидность инвалидной коляски: при необходимости кресло-коляску известного бренда будет проще продать.
  • Материал исполнения корпуса. Кресла-коляски изготавливаются из стали, алюминия, титана, карбона. Самые легкие — карбоновые, самые прочные — стальные.
  • Геометрические параметры: глубина кресла, высота сидения, спинки и подлокотников, ширина сидения. Оптимальный вариант — коляска, в которой все это может настраиваться индивидуально под параметры пользователя, так как у разных людей при одном и том же росте могут быть разные пропорции.
  • Вес коляски. Показатель зависит от материалов корпуса и обивки, геометрических параметров, конструкции, функционала. Самые легкие карбоновые коляски весят около 7 кг, средний вес инвалидной коляски — 20 кг.
  • Конструкция подножек. Подножки могут быть сплошными или под каждую ногу отдельно, фиксированными или съемно-откидными. Съемно-откидные подножки предназначены для тех, кто может на короткое время вставать или не нуждается в одной из подножек (например, из-за ампутации).
  • Наличие противоопрокидывающей системы. Высокая маневренность коляски предполагает компактность и легкость, при этом кресло должно быть максимально прочным и нуждается в противоопрокидывающей системе.
  • Наличие складной рамы. Рама под сиденьем может быть жесткой — тогда коляску нельзя сложить, что осложняет ее транспортировку, — а может быть складной, так что коляску можно перевозить в багажнике автомобиля.
  • Колеса. Могут быть металлическими литыми или пневматическими. Литые колеса отличаются большей износостойкостью, но низкими амортизационными свойствами, поэтому они чаще используются в домашних условиях. За ними практически не требуется ухода. Пневматические колеса для кресел-каталок сродни велосипедным: они обеспечивают мягкость передвижения, но их необходимо периодически накачивать.
  • Грузоподъемность. Кресла-коляски бывают обычной (до 75–100 кг) и повышенной грузоподъемности (до 160, 180 или 205 кг).

Параметров очень много, и кажется, будто под каждый конкретный случай идеальное кресло-коляску подобрать невозможно, однако это совершенно не так.

Что выбрать: готовое кресло-коляску или под заказ?

Заказать индивидуальную инвалидную коляску сейчас несложно, однако необходимость в этом возникает крайне редко. Большинство производителей стремится предложить максимально широкий модельный ряд — от простейших кресел-колясок, предназначенных для использования в течение нескольких месяцев, до настоящих «машин» с большим количеством настроек и широким функционалом. Достаточно упомянуть, что спортивные кресла-коляски, например для баскетболистов, имеют модификации под разные позиции на поле (центровой, форвард, защитник).

Самое простое временное кресло-коляску можно купить примерно за 7000–9000 рублей. Универсальные модели продаются в среднем за 11 000–18 000 рублей. Они уже имеют некоторый функционал для комфортного использования в течение нескольких лет (например регулировку по ширине на случай, если будет прибавка в весе, складную раму, систему опрокидывания). Коляски с рычажным управлением не намного дороже — около 17 000—18 000 рублей. Если требуется кресло-коляска для активного отдыха, его тоже можно выбрать из готовых вариантов стоимостью 50 000–100 000 рублей. Дорогие коляски для длительного использования могут стоить от полумиллиона до миллиона рублей, их отличия — удобство настроек, высокая проходимость за счет широких пневматических шин, высокая грузоподъемность (до 200 кг), наличие электропривода, маневренность и легкость в управлении. Зависит стоимость коляски и от бренда. Как правило, импортные модели заметно дороже.

Для людей, которые временно или окончательно утратили способность ходить, при выборе инвалидного кресла-коляски очень важно соотношение между ценой и качеством. Современные производители стараются это учитывать — на рынке достаточно предложений, доступных по стоимости.

* Материал не является публичной офертой. Информация о ценах приведена для ознакомления и актуальна на август 2023 года.


Мнение редакции

Выбирая кресло-коляску, стоит учитывать также интересы окружающих. Если вы живете в квартире без звукоизоляции пола и ездите, например, по паркету, лучше выбрать коляску с пневматическими шинами. А если за вами ухаживают женщины или пожилые люди, им гораздо проще будет обращаться с облегченной коляской.