FMC: мобильная и стационарная корпоративная связь в «одном пакете»

Об оптимизации корпоративной связи задумываются многие руководители фирм. Особенно если в штате есть удаленные сотрудники или офис не подключен к интернету. В решении этих проблем бизнесу помогает FMC — специальные сим-карты для мобильных телефонов, позволяющие отказаться от стационарных телефонов и звонить по выгодным тарифам IP-телефонии даже без доступа к глобальной сети.

Технология FMC позволяет объединить мобильную и стационарную связь в корпоративную сеть. Возможности настольного телефона теперь «умещаются» в мобильном аппарате сотрудника. Для этого не требуется подключение к интернету, а тарификация единая для звонков с мобильных и стационарных устройств. При этом руководитель получает возможность контролировать работу выездных сотрудников — привязка к основной телефонной сети позволяет записывать их разговоры с клиентами.

Что такое FMC?

В первую очередь это возможность подключить сотрудника к телефонии компании примерно за 5 минут — достаточно предоставить ему SIM-карту и подключить любой номер. Номера можно легко докупать и изменять — например, подключить номер Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока или любого другого региона России. В результате каждому телефону — мобильному и стационарному — присваивается внутренний короткий номер, что помогает коллегам быстрее связываться друг с другом, притом бесплатно. Кроме того, с FMC оплачивается только один счет за услуги связи офисных и мобильных номеров компании.

Это частично напоминает привычную многоканальную офисную телефонию, знакомую многим компаниям. Правда, в своем традиционном исполнении она использует лишь стационарные телефоны. Их не заберешь с собой на выездное мероприятие, в командировку или домой. А вот мобильный телефон, подключенный к FMC, может сопровождать работника в любой поездке.

Fixed mobile convergence: вчера, сегодня, завтра

Услуга FMC появилась в портфеле крупных операторов еще в 2010 году. Но тогда ее смогли оценить лишь единицы. В последние же годы ситуация меняется. Так, по оценкам J’son & Partners Consulting, к концу 2018 года число корпоративных пользователей FMC превысит 300 тысяч абонентов (против 200 тысяч в 2014 году).

На сегодня подобный тип услуг предоставляют:

  • операторы фиксированной связи (например, дочерние предприятия «Ростелекома»);
  • сотовые операторы «большой тройки»;
  • провайдеры IP-телефонии (МТТ, Sipuni, «Телфин» и другие).

Причем именно IP-связь наиболее перспективна. Во-первых, за счет выгодных тарифов — цены на IP-телефонию значительно ниже, чем на иные типы связи[1]Павлов И. Как IP-телефония помогает бизнесу во время локдауна. 2021. URL: https://rb.ru/opinion/ip-telefon-lockdown/ . Во-вторых, благодаря расширенному функционалу облачных АТС (видеоконференции, глубокая аналитика, интеграция с CRM и прочее), их гибкости и масштабируемости.

Что же заставляет бизнесменов обратить взор на этот относительно новый сервис? В первую очередь возможность не заниматься настройкой неподъемных IP-телефонов. Во вторую — желание объединить все виды связи в единую систему, управляемую в формате «одного окна». Но это далеко не все возможности и преимущества FMC.

Возможности и ограничения технологии

Итак, на что способна FMC? Основные преимущества технологии:

  • Запись телефонных разговоров — как входящих, так и исходящих. Но сотрудникам не стоит опасаться вторжения в их личное пространство — звонки с личного номера система записать не сможет.
На заметку
Разделение на рабочие и личные звонки происходит с помощью префиксов. Например, знак «*» перед номером абонента будет означать офисный вызов, а «+» — личный звонок, который не подлежит записи.
  • Стабильное соединение. Даже если вы используете виртуальную АТС, качество связи не зависит от наличия интернет-соединения.
  • Все звонки внутри сети (общение между коллегами) бесплатны.
  • Возможность совершать исходящие звонки. У клиента такой звонок определится как городской номер офиса, а у коллеги высветится короткий номер и имя звонящего.
  • Гибкая настройка алгоритмов маршрутизации звонков. Например, переадресация вызова на мобильный телефон со стационарного через определенное количество гудков.
  • Единый счет за совершение звонков через фиксированные и мобильные телефоны сотрудников.
  • Общая статистика разговоров, принятых и пропущенных вызовов. Это позволяет отслеживать все звонки и не терять контакты.
  • Доставка SIM-карты курьером. Можно не обращаться в офис, чтобы заключить договор, что экономит время и силы.

При подключении услуги FMC необходимо внимательно изучить все условия — некоторые операторы предоставляют короткие внутренние номера размером до семи цифр. Запомнить их будет не так-то просто.

Преимущества подключения FMC

Еще недавно невозможно было контролировать звонки по мобильному телефону. Появление FMC решило эту проблему: теперь можно привязать мобильные номера к корпоративной АТС. Это снижает возможные риски недобросовестного или некомпетентного поведения сотрудников. Услуга стимулирует работника общаться с клиентами предельно корректно, ведь звонок записывается.

Кроме того, FMC позволяет детализировать расходы на мобильную связь. Если сотрудник утверждает, что звонил клиентам по работе во время больничного или командировки, то для подтверждения данного факта достаточно зайти в личный кабинет, не дожидаясь выписки транзакций и детализации звонков от оператора. Как результат — оптимизация расходов на телефонию и устранение белых пятен в отчетах.

Или, предположим, в отделе продаж работает 5 менеджеров, которым выдали SIM-карты и тем самым объединили их в группу с общим номером. Даже если весь отдел находится на выезде, то клиент в любом случае дозвонится менеджеру.

Услуга позволяет решить многие проблемы, в том числе и географические. В пример можно привести опыт одной из команд Formula 1 — BAR Honda. Необходимость поддерживать связь с центральным офисом в Великобритании для 100 участников, которые осуществляют около 20 поездок в год в 17 стран мира, создала в бюджете значительную статью расходов. Да и затраты времени на заключение договоров с операторами тоже давали о себе знать. Компания нашла оптимальное решение проблемы: подключение услуги FMC позволило сократить накладные расходы почти на треть, а расход времени на организационные вопросы — на одну шестую.

Еще одним примером может стать опыт службы такси. Объединение офисных и мобильных телефонов в единую сеть с присвоением каждому водителю короткого номера, соответствующего госномеру его автомобиля, позволило сократить время дозвона оператора до водителя почти в 2 раза. В итоге компания получила конкурентное преимущество, сократив время подачи машины клиентам.

На заметку
Для подключения услуг FMC необходимо приобрести специальную SIM-карту. География работы сервиса будет зависеть от зоны покрытия сети мобильного оператора, за которым закреплена данная SIM-карта.

Тарифы на мобильную связь в рамках услуги FMC

Ежемесячный счет за пользование сервисом обычно складывается из нескольких составляющих: абонентская плата, оплата звонков и дополнительных услуг, также некоторые операторы запрашивают оплату за подключение (SIM-карту)[2]CNews. МТТ продолжит бесплатную раздачу SIM-карт FMC. 2020. URL: https://www.cnews.ru/news/line/2020-04-30_mtt_prodolzhit_besplatnuyu.

Тарифы мобильных операторов рассчитываются в соответствии с выбранным при подключении тарифным планом.

Для операторов аналоговой связи услуга FMC не прибыльна. Это способ привлечения клиентов и повышения их лояльности. Потому стоимость мобильной связи в рамках FMC обычно совпадает с ценами операторов мобильной связи.

Провайдеры IP-телефонии предлагают цены ниже: благодаря минимальной стоимости связи через интернет[3]Официальный сайт МТТ. URL: https://www.mtt.ru/services_new/ip-telephony/. В стоимость обычно входят запись разговоров и личный кабинет с возможностью настройки функций номеров. Цена зависит от тарифов провайдера и одинакова для мобильных и стационарных телефонов.


Развитие компании подразумевает совершенствование каждой отдельной ее системы. Инновации, подобные FMC, появляются на рынке услуг не так уж часто, и одна из задач руководителя сводится к отслеживанию таких тенденций. «Примерив» ее на собственный бизнес, можно оценить выгоду от подключения, а затем приступать к поиску подходящего оператора или провайдера.

Мнение редакции

При подключении к FMC разных групп сотрудников можно выбирать различные тарифные планы. Если сотрудник переходит из одной группы в другую, его несложно «переподключить» на другой тариф.