aif.ru counter
272

Голландия - страна велосипедов и каналов

АиФ Я хочу всё узнать! № 19 11/10/2005

Голландия, приморская страна, одна из самых развитых мировых держав в XVII веке. Голландия, у которой так много позаимствовал Петр I. Сегодня она представляется русским, скорее как страна тюльпанов, мельниц и наркотиков. Да, сувениры с изображениями цветов и травы продаются везде. Но что скрывается за этим?.. Надеюсь, мои путевые заметки будут полезны тем, кому интересна эта удивительная страна, но кто еще никогда не бывал в ней.

Приезд. Амстердам

В первый день - после ужина и обсуждения новостей из России - мне показали Амстердам. Город полной свободы, в который мечтают попасть, кажется, все... Думаю, истинная свобода Амстердама ощущается после посещения кофе-шопов и улиц красных фонарей. А поскольку ни первым, ни вторым я в должной мере не увлекаюсь... Мне пришлось воспринимать Амстердам взглядом трезвым и разумным, по-русски хмурым.

Город маленький, когда гуляешь по его улицам, особенно в дождь, чувствуешь уют и тишину. Есть и очень шумные, лучше сказать - дико шумные места: улицы красных фонарей, гей-кварталы, торговые улицы. И, тем не менее, ночью можно забрести в тихие улочки, где фонари отражаются в бесконечных, извилистых каналах. Полукруглые амстердамские мостики - их более тысячи, столько нет даже в Венеции. И ни за что не скажешь, что в каких-нибудь двухстах метрах бурлит ночная жизнь, а людей так много, что с трудом протискиваешься между домами и каналами.

Красные фонари - зрелище отчасти дикое (живые люди в витринах!), отчасти нормальное. В суете амстердамской ночи женщины в красных комнатах смотрятся как-то даже естественно. Здесь же тебя норовят сбить велосипедом или даже несколькими (прием для нас тоже дикий и бесчеловечный), здесь же бегут куда-то сомнительные люди и по пути давят тебя, здесь же тебя догоняет маленький незаметный человечек и настойчиво предлагает траву. И, конечно, все это под крики и музыку.

Позже я лучше познакомилась с Амстердамом. Но в первый день, помню, меня напугали маленькие, нависающие, кажется, над самой головой черные и коричневые средневековые домики, плотно прижатые друг к другу, невероятное количество воды, которая была кругом, и, главное, очень-очень узкие проходы между домами - в таких два человека с трудом расходятся. В Амстердаме, как и во всей Голландии, все маленькое-маленькое, чистенькое и аккуратное. В общем, полная противоположность российской действительности.

Многие не верят, что в Амстердаме есть метро... Мол, так много воды! Поясняю... Новые вагоны метро и трамваи в Амстердаме различаются только номерами. Рельсы одни, но в центре метро уходит под землю, а трамваи едут по улицам. В метро страшно - современный дизайн станций, все покрашено зеленой, синей, желтой и черной красками, африканцы в золотых цепях слушают рэп - музыка в темноте.

Как они говорят?

С ужасом думаю о том, что буду делать, когда мои друзья приступят к обычному рабочему графику. Сидеть дома скучно и обидно, а значит, придется ездить по Голландии. Смешно! Ну, ладно, английский, который я так долго и безуспешно пыталась выучить в школе и вузе, но голландский! Тот, кто слышал этот язык, смог бы понять меня. Невероятное количество вариаций звука "х" поражает! Кроме того, нормальные английские и немецкие слова голландцы почему-то употребляют с двойными гласными.

Я рассудила, что выучить на таком хитром языке хотя бы основные фразы, было бы подвигом. Поэтому изъясняться я стала на английском. Как ни странно, иногда даже получалось. Правда, под конец путешествия, в тоске по родине, вместо "yes" я почему-то стала говорить "да", но это мелочи...

Кстати, в голландском языке есть еще некоторые странные особенности. Однажды, зайдя в автобус в Утрехте (вся погруженная в собственные мысли), я услышала от водителя "хуе мидах!". Первая мысль была, что меня низко и гадко оскорбили, потом я поняла и сквозь зубы ответила тем же. По-русски это - "добрый день!".

Первое голландское путешествие

Пока я еще не знала, как и куда ехать в Голландии, меня (для ознакомления с местностью) подбросили на машине в пригород Амстердама - Амстельвин (где мы, собственно, и жили).

Через 4 часа мы договорились встретиться там, где расстались. Когда машина уехала, я записала улицу, на которой находилась, и пошла, куда глаза глядят. Я попросила привезти меня в исторический центр Амстельвина. Кто бы мог подумать, что он ограничивается одной-двумя улицами! Я-то привыкла, что центр - это, ну, если не как в Москве, то хотя бы как во Владимире. Историческую улицу с домом XVII века я осмотрела, зашла в несколько магазинов с женской одеждой. Причем, оказалось, что везде принято здороваться. А для меня - еще и напоминать, что я не говорю по-голландски.

Я пошла дальше и дальше по улице. Людей на ней не было, я пошла еще дальше, людей все равно не было. За полчаса я встретила только сиамскую кошку! Из этой глуши надо было выбираться... Вся моя надежда была на карту: единственное, что я знала, - это свой домашний адрес. Карту я нашла на автобусной остановке, там же остановился и пустой автобус. Ох, и обидно же - не знаю, куда он идет и как купить билет, - решила не садиться. Карта на остановке мне не помогла: на ней, словно змеи, путались маршруты автобусов, а улицы были написаны как-то непонятно. Я пошла дальше. Вскоре я заметила на улице доску с картой. Записав в мобильный названия улиц, по которым мне надо было идти, я отправилась, как мне казалось, в нужном направлении. Так, ориентируясь еще и по скоростному шоссе (его я запомнила по пути из аэропорта), я покинула район частных домов и вышла в новый район.

Голландия - одна из первых стран по уровню развития современной архитектуры. И что же? Я попала в Город будущего, который уже стал настоящим. Ровные вертикальные линии домов - из отполированного стекла. Дома стоят огромными кубиками и столбиками, а между ними - точно расчерченные линии тротуаров и дорог, молодые деревья в кадках. По рельсам ездят бесшумные синие трамваи. Перекрестки, переходы, подъезды, окна, двери - все одинаковое! И очень неуютно, чувствуешь себя так, словно ты персонаж компьютерной игры и надо двигаться к выходу на следующий уровень. Спускаешься в подземный переход, и страшно - кого можно встретить в таком переходе?.. Разломанный старый велосипед?

Что же касается дороги до дома, то ее я благополучно нашла. Так что если вам кто-нибудь скажет, что женщины не умеют ориентироваться...

Ваш билетик, пожалуйста

Наконец-то меня научили пользоваться транспортом! Сначала надо купить длинную полосочку с делениями - красную или голубую. Это билет на несколько поездок. Он загибается на определенном делении и засовывается в желтую коробочку в транспорте. Коробочка со звоном пробивает время и зону. Теперь - жди контролеров. По пробитому билету можно ездить в течение часа или двух (я этого так, увы, и не выяснила) на любом виде транспорта. Хотя ездят голландцы все равно только на велосипедах...

Красный билет - льготный - вдвое дешевле. Я вполне успешно ездила с ним и даже честно его пробивала. Однажды я гуляла по Амстердаму, и пошел дождь. Я заскочила в первый попавшийся трамвай. Там женщина-контролер сказала мне, что красный билет для маленьких детей. Сначала я пыталась сделать вид, что не понимаю, но потом созналась, что дождь, у меня нет денег, и другой билет я покупать не буду. На следующей остановке я вышла и после этого потребовала у друзей голубой билет.

Мои русские повадки проявились довольно быстро. Вскоре я уже пробивала билет вместо трех на одну зону и экономила таким образом деления. Иногда я и вовсе его не пробивала ("вечером контролеры сидят дома"). Контролеры на городском транспорте - это пять человек в форме (по одному работать опасно - мало ли что...). Поэтому не заметить их довольно сложно.

Как я ходила купаться...

Июль-август в Голландии были вроде бабьего лета в Москве. Вместо жары и солнца - дожди. Пришлось даже купить зонтик. Но это не останавливало меня... Дело в том, что я очень люблю плавать. Три раза я честно пыталась пойти с друзьями за компанию в местный спортцентр. Но бассейн то был закрыт, то был семейный день, то он опять был закрыт.

И вот в один более-менее теплый денек я поехала на ближайшее озеро. Вернее, на пруд. Возле пруда была карта, поясняющая, что и где надо делать. Вот - место для серфинга, вот - место для собак, вот - дорожка для велосипедов, а вот и место для плавания! Серый песочек, рядом - душ и туалет, красота! Берег по краю аккуратно укреплен бетоном. Есть даже лента из желтых буйков. В воде плавают бутылка и чипсы... ладно, захожу. Иду к буйкам. Дошла до буйков, а они почему-то оказались мне по пояс (это при росте 160!). Надо сказать, что я боюсь всяких непонятных подводных вещей и большой глубины. Поплавала я вдоль буйков, но, думаю, мелко как-то, неужели они боятся, что все голландцы утонут? Пришлось пролезть под ленту с буйками и плыть дальше. Купалась я одна, в чем дело, не знаю: холодно или немодно? Больше на пруд с буйками я не пошла.

В последний день, перед отъездом, удалось попасть на Северное море. Я опять купалась одна. Было довольно ветрено, разыгрался небольшой шторм, и меня настойчиво уговаривали не заходить в воду, мол, утону и все. Я вспомнила, как в Крыму на волнах повыше этих прыгал весь пляж, и все было замечательно, но, напуганная, я далеко заходить не стала, поплескалась в волнах у берега. И все равно, Северное море - это прекрасно!

Средневековые города

Голландия - самая густонаселенная (после Мальты) страна Европы, а ее площадь всего - 41 000 кв. км. Все население страны - 16 миллионов, то есть как Москва и Петербург в сумме. Поэтому меня, например, не удивляет благополучие этой страны.

Какие города и как посмотреть в Голландии? Пожалуй, стоит воспользоваться замечательными двухэтажными электричками. Самый дальний маршрут займет 2,5 - 3 часа, то есть время на поезде Москва-Тверь. Электрички обычно желто-синие - под цвет украинского флага. Людей в них мало, все сидят; билеты довольно дорогие (как и весь транспорт в Европе), но можно купить 40%-ную скидку.

Мне показалось, что все голландские города одинаковы. Маленький средневековый центр, состоящий из узких улочек и коричневых домиков, ратуша и готический собор на главной площади и несколько церквей, затерявшихся на улицах. Кстати, вход в соборы в Голландии почему-то всегда платный. Понятно, что готические постройки - памятники архитектуры, но... Наверное, есть и в Голландии бесплатные церкви, но они открыты только во время службы.

Еще одна черта Голландии: каналы - всегда и везде. Неважно, город это, деревня или поле с коровами. Кстати, поля и леса в Европе есть, даже несмотря на то, что наши соотечественники полагают, что вся Европа застроена - нет, вовсе не вся.

Города, которые отличаются? Конечно, у каждого города есть свое лицо! В Делфте расписывают керамику на манер нашей гжели и не только. Это маленький туристический городок и поэтому сувенирная продукция в нем непостижимо дорога. В Гааге есть королевский музей с картинами всемирно-известных голландских художников Возрождения, а также резиденция королевы Беатрикс. В Роттердаме есть маленькая православная церковь, построенная два года назад. Архитектура в городе почти вся современная, есть дома в форме кубиков и площадь Эразма Роттердамского. В Лейдене есть музей мельницы. Заходишь внутрь мельницы и по почти отвесным лестничкам поднимаешься до 7-го этажа! В Утрехте есть музей железной дороги. В Маастрихте, городе, стоящем на самой границе с Бельгией, чувствуется дыхание южной Европы. Появляются белые дома, течет широкая река Маас, и есть большой и красивый средневековый центр. К тому же, магазины не закрываются в 6 вечера, как везде в Голландии.

Голландия - взгляд изнутри

Дома везде были одинаковые, двухэтажные, из мелкого коричневого кирпича. Как ни странно, именно так выглядят любые постройки по всей Голландии - хоть средневековые, хоть современные, хоть церкви, хоть коттеджи - все темно-коричневое. А вот рамы на окнах обычно белые. Жильцы строго следят за тем, чтобы все рамы и двери были одного цвета. Мой друг, который самовольно поменял белую раму на бежевую, до сих пор получает приглашения в суд... их посылают соседи.

У каждого дома - подстриженный газончик. Во дворе - декоративные скульптурки или целые коллекции, например, гномы или медведи. Одинаково вымощены тротуары - таким же мелким коричневым кирпичиком или плиточкой. Везде с правого края автодороги сделаны велосипедные дорожки, обычно отличные по цвету. Светофоры - тоже везде одинаковые, маленькие столбики под зебру, вроде тех, какие стоят на детских дорогах в парках отдыха.

Окна в домах большие, во всю стену. Для нас это очень непривычно. Когда оказываешься в старом доме в русской или украинской деревне, сразу же замечаешь, что окна пропускают только жалкие пучки света. В Голландии наоборот - окна и в частных домах, и в коммунальных - во всю стену. В старых миниатюрных домиках XVII века большие окна смотрятся несколько комично.

Если шторы не закрыты, видно всю комнату. Внутри чисто, красиво: диван, стол, стулья, пианино - в общем, картинка из журнала. Но людей в такой комнате обычно не увидишь. Как мне объяснили, днем все на работе. Социально благополучная страна. Говорят еще, что голландцы скучноваты и лишены чувства юмора. Впрочем, любое мнение субъективно. Зато, скажем, бомжей на улицах я что-то не припомню. Нет и подозрительных пьяных компаний.

Жители страны ниже уровня моря

Люди, которых встречаешь в Голландии, обязательно едут куда-то на велосипеде. Я чувствовала себя изгоем - действительно, на одного пешехода три велосипедиста, примерно таково соотношение "ног к колесам". На велосипедах ездят все: и дети, и старики; несколько раз я видела милых старичков на роликах.

Возле железнодорожных вокзалов располагаются невероятной величины велостоянки (тысячи двухколесных друзей), вообще же маленькие велостоянки есть везде - начиная от магазинов и заканчивая церквями.

Особенно поразительна голландская миниатюрность построек, если учесть, что голландцы чуть ли ни самые высокие люди на планете. И женщины, и мужчины ростом 180 см. Мода на одежду очень скромная, Голландия - северная страна.

Русские туристы определяются быстро. Несмотря на то, что одежда продается самая разнообразная, голландские дамы были все как одна в голубых джинсах и пиджачках, кроссовках или вьетнамках. В виде украшений - длинные серьги в модном этим летом восточном стиле и широкий шарф на шее. Изредка встречались и юбки, но тоже - с вьетнамками. При этом сама манера одеваться намного проще, чем наша, русская. Да и одежда-обувь в Европе дешевле. Очевидно, внимание дамы уделяют чему-то другому... Искусству? Но в королевском музее Амстердама я встретила девушку, полулежащую на полу перед "Ночным дозором" Рембрандта. Свобода... Конечно, Европа живет свободнее. Люди чувствуют себя смелее и раскованнее. Когда садишься напротив кого-нибудь в транспорте, принято улыбнуться. Если смотришь на кого-то, и он замечает твой взгляд, - вы тоже улыбнетесь, и это нормально, легко. Водителя в автобусе разговорчивый пассажир забавляет беседами. Водители и контролеры (такие сидят в будках в некоторых маршрутах амстердамских трамваев), особенно африканцы, часто шутят и говорят что-то смешное, жаль - по-голландски.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы