Примерное время чтения: 8 минут
129

Три кита автобусных туров

Путешествие на колесах может остаться в памяти и как чудо-вояж, и как кошмар.

Впечатления от этой поездки больше всего зависят от вашего настроя. И, конечно, от некоторых тонкостей, о которых новички автобусного туризма, по своему накалу приближающегося к экстремальному виду спорта, даже не подозревают. Остальные три кита, определяющие успех или неуспех путешествия - атобус, экскурсии и попутчики. О них и пойдет речь.

Два этажа экстаза

Началось все с того, что подруга Маша, вернувшись из очередного отпуска, разложила на столе четыре пачки фотографий. И начала комментировать: "Это я в Париже. На Эйфелевой башне? Конечно, была. Нет, это уже не Париж. Разве не узнаете - Александр-плац, одна из центральных площадей Берлина, названная в честь русского царя Александра I. Вот любопытные снимки - "Квартал красных фонарей" в Амстердаме. А в той пачке - парижский "Диснейленд".

Тур по Европе начинается с автобуса - как театр с вешалки. Правило, которое должен запомнить каждый уважающий себя турист: чем комфортабельней будет машина, тем больше удовольствия вы получите от путешествия. Самые надежные автобусы снабжены эмблемами "Mersedes", "Neoplan", "Van-Hool" и "Setra". Кроме того, все машины делятся на одноэтажные, полуторные и двухэтажные. С первыми все ясно. Примерно такие же, только менее удобные, ездят по нашим улицам. В полуторном автобусе пассажиры сидят чуть выше, чем водители, а, значит, обзор у них гораздо лучше. В "двушке" вы можете по желанию выбрать верхнюю или нижнюю "палубы". Сидения в салоне всегда расположены одинаково, различается только расстояние между ними. Чем выше класс автобуса, тем меньше в нем посадочных мест и, следовательно, салон просторнее и удобнее. Стандартные полуторные автобусы рассчитаны на 42 места, двухэтажные - на 62. Выбранное вами место фиксируется в путевке и сохраняется на всем протяжении поездки. Самыми лучшими в двухэтажном автобусе считаются места у лобового стекла на втором этаже прямо над водителем. Обзор фантастический! Но занять их непросто: бывалые туристы бронируют эти места за месяц-полтора до начала тура.

Куда рванем?

Итак, тронулись. До первой границы в Бресте нам предстоит проехать больше тысячи километров. Затем переезд по Польше и долгожданная ночь в чистеньком и уютном отеле в Германии. Здесь нужно не проявлять экскурсионный пыл, а хорошенько отдохнуть. Обзорная экскурсия по Берлину ждет нас на обратном пути, а вот в Амстердам, куда автобус отправляется рано-рано утром, мы уже не вернемся.

Мы мчимся по нетряским европейским дорогам и досматриваем сны. На мгновение открываю глаза. Мы в Нидерландах! Этот факт неопровержимо доказывают мельницы, выстроившиеся вдоль шоссе. Какой удивительный контраст создают изумрудные луга и умиротворенные голландские коровы с сумасшедшим, свободным, шумным Амстердамом!

В том, что Амстердам - город велосипедистов, вы убедитесь сами. А вот о нравах этих отчаянных парней вас обязан предупредить гид. Для горожан, передвигающихся на двух колесах, здесь созданы максимально благоприятные условия. Если велосипедист собьет вас на специально выделенной велодорожке, где он имеет преимущество в движении, он может даже не останавливаться.

"Сюрприз!" - весело кричит наш гид-затейник, - "Кто хочет попробовать настоящий голландский сыр - за мной. Подарок фирмы". Все хотят. Народная мудрость "бесплатный сыр бывает только в мышеловке" здесь не работает. Теперь мы точно знаем - не только! У ворот фабрики, которая расположилась в пригороде Амстердама, нас встречает хозяин сырного великолепия. В деревянных башмаках, пестром переднике и улыбкой в стиле cheese на лице. Он напевает песенки, беспрестанно шутит, рассказывает о своем производстве и, наконец, приглашает нас отведать сыров, таких вкусных, свежих и ароматных, что дух захватывает. Наевшись до отвала и накупив сувениров, едем обратно, в центр города.

Осторожно ступая по тротуару (только бы не шагнуть на велосипедную дорожку!) продвигаемся в сторону Цветочного рынка. От смешения запахов кружится голова. А вот и он - знаменитый "Черный тюльпан", гордость местных цветоводов. Восхитимся тюльпаном - и вперед, в манящую ночную жизнь самой раскрепощенной европейской столицы. "Красные фонари" зовут. В огромных окнах-витринах представлен "живой товар". Шоу "За стеклом" отдыхает. Если шторка задернута, значит, кому-то в этот момент очень хорошо.

Не утонуть в море впечатлений нам поможет coffee-shop. Стоп! Скучным названием нас не обманешь. Гид предупреждал, что продаются здесь не безобидные булочки с маком, а наркотики покрепче. Жадная до впечатлений молодежь съезжается сюда со всего мира. Но прочь из гнезда разврата! Пора выезжать во Францию.

У нас всего два дня на то, чтобы посмотреть Париж и не умереть. Учитывая обширность экскурсионной программы, это довольно трудно. Как не посетить Нотр-Дам, где жил несчастный Квазимодо, Лувр с вечно загадочной Моной Лизой, музеи Орсэ, Родена, Собор Инвалидов, Оперу. Пройтись по Латинскому кварталу тоже хочется. Ах да, еще Эйфелева башня, прогулка на речном трамвайчике по Сене и "отвисание" на аттракционах Диснейленда. Для начала - обзорная экскурсия по городу. Необыкновенно интересная, насыщенная, но традиционная. Останавливаемся у Собора Парижской Богоматери и сразу же сталкиваемся с соотечественниками. Соскучившиеся по русской речи эмигранты накидываются на нас с рассказами о своей веселой жизни в Париже и расспросами о Москве. Но долго болтать некогда. Через полчаса уезжаем в Версаль. Французский Петергоф (так Версаль называют многие экскурсоводы) встречает нас множеством искрящихся на солнце фонтанов и первой весенней зеленью парков. Так вот ты какой, праздник жизни! Покупаем бутылочку "божоле", сыр с плесенью "камамбер" и садимся перекусить. А очаровательные и общительные французы уже бегут к нашей скамеечке с аппетитными булочками в руках. И, с истинно парижским шармом, предлагают нам их (булочки, конечно) отведать.

После импровизированного обеда - свободное время. И мы на метро отправляемся в самый экзотический музей Франции - Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду. Поражает уже само здание музея: все коммуникации выведены наружу и выкрашены в яркие цвета. А уж залы... Но лучше один раз увидеть.

Далее наш путь лежит в Дрезден - древнюю столицу Саксонии. Первый визит, как и положено, во всемирно известную Дрезденскую картинную галерею, одно из крупнейших в мире собраний живописи. Шалеем от обилия шедевров, восхищаемся и благоговеем! Тихие и задумчивые идем на пристань Эльбы, где нас уже ждет белый пароход. Куда рванем? В Саксонскую Швейцарию. Я бегу вверх по зеленой горе, внизу вьется голубая лента Эльбы, вверху улыбается вечно юное солнце и поет какая-то разноцветная немецкая пичуга. Хорошо!

Выспавшись в уютном отеле рядом с замком Цвингера, рано утром едем в Берлин. Вот уже и Рейхстаг показался. Если вы собираетесь путешествовать по Берлину самостоятельно, то полезно будет приобрести "Берлин Уэлкам-карт" - проездной на все виды транспорта, который к тому же дает существенную скидку на входные билеты во многие музеи, парки и театры. А посмотреть в Берлине стоит многое. Столицу Германии иногда называют "карманным учебником истории". Посетить ее крупнейшие музейные центры: Остров музеев, дворец Шарлоттенбург, Мавзолей Фридриха Вильгельма III, приезжают туристы со всего мира. А вечерами продвинутая молодежь пьет пиво в барах Кройцберга (этот район добропорядочные бюргеры считают хулиганским). Но мы не из пугливых. Здесь и встретим рассвет.

Измотанные, но страшно довольные, мы, Великие Автобусные Путешественники (ВАП-персоны), тянемся к нашему дому на колесах. Вася поддерживает Марину, которая подбитой птицей повисла на его плече. Марь Иванна кормит Иван Семеныча пирожками. Гоша великодушно предлагает мне надувную подушку.

В тесноте, да не в обиде

Да, пятьдесят человек в одном автобусе - это покруче, чем десять хозяек на кухне коммунальной квартиры. Для того чтобы процесс адаптации шел быстрее и безболезненнее, стоит запомнить несколько золотых правил.

Не опаздывайте. Еще неизвестно, что страшнее: увидеть как ваш автобус превращается в маленькую точку на горизонте или навлечь на себя праведный гнев "соавтобусников".

Если на границе вас спросят о цели поездки, отвечайте четко и лаконично: "Туризм". Один шутник сказал, что едет приложиться к ручке Моны Лизы. В результате группа целый час ждала, когда его досмотрят, допросят и отпустят. Фотографировать и снимать видеокамерой на границе тоже нельзя. Камеры и фотоаппараты тут же конфискуют.

Еды и денег берите побольше. Кафе, ресторанов и бистро в Европе много (средняя стоимость обеда $10-12), но не исключено, что к моменту вашего прибытия они уже будут закрыты. Тогда вам и пригодятся припасы: копченая колбаса, сухие хлебцы и быстрорастворимые супчики. Деньги понадобятся и на экскурсии. Расчет простой: сумма "карманных" должна быть примерно равна стоимости тура. Или чуть-чуть превышать ее, чтобы хватило на сувениры, бутылочку "Бордо" и кусок сыра.

Кстати, в следующий раз мы едем в Италию. Всей компанией, конечно. Присоединяйтесь. Будем дружить автобусами!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно