Примерное время чтения: 3 минуты
145

Дорога узенька, вагончик маленький

В Московской области есть сёла, куда не ведут автодороги. Единственная связь с цивилизацией - узкоколейка.

В ШАТУРСКОМ районе в 1918 г. построили узкоколейную железную дорогу для перевозки торфа на ГРЭС-5 - одну из первых российских электростанций. По мере выработки места добычи торфа всё время менялись, следом, сквозь болота, тянулось и железнодорожное полотно. К 60-м гг. суммарная длина сети узкоколейных дорог составила 300 км: 6 локомотивных депо и даже экспериментальное кольцо для испытаний подвижного состава. На участке от Шатуры до ст. Бакшеево дорога была электрифицирована, по ней ходили миниатюрные электровозы.

В конце 70-х разработки торфа прекратились. В годы перестройки из-за отсутствия средств на содержание узкоколейку местами разобрали, рельсы и часть подвижного состава продали на металлолом. После чего местные жители растащили всё, что представляло хоть какую-то ценность. Осталось только несколько вагонов и локомотивов, дрезина и два депо: на станциях Бакшеево и Керва. И около 60 км путей - ржавые рельсы, лежащие на прогнивших сваях.

Два года назад студенты, которые в детстве проводили летние каникулы, работая на Малой московской детской железной дороге в Жуковском, решили восстановить движение пассажирских поездов между уцелевшими депо на участке длиной 45 км. "Многие жители посёлков, через которые проходит узкоколейка, с удовольствием воспользуются ею, чтобы ездить на работу и домой", - рассказывает Максим Тышкевич, руководитель работ по восстановлению Шатурской узкоколейной железной дороги. Удивительно, но даже в XXI веке в какой-то сотне километров от столицы остались две деревни - Острова и Турово, с которыми нет нормального автомобильного сообщения. Автобус ходит туда только в редкие дни межсезонья, когда грунт мёрзлый, а снега нет. Дороги грунтовые, летом проваливаются в болото, зимой занесены.

Планируется, что восстановленная узкоколейка рано или поздно сможет приносить прибыль. Ею будут пользоваться дачники, охотники, рыболовы и туристы: трасса проходит по территории живописного Мещерского заповедника. Работы ведутся своими силами и финансируются самими энтузиастами. На всём маршруте уже восстановлены пути. Сейчас ремонтируют мотовозы и миниатюрные пассажирские вагоны на 38 человек. Первый пассажирский маршрут планируют открыть уже в следующем году. В ближайшее время местные власти решат вопрос о придании Шатурской узкоколейке статуса технического памятника. Это поможет хотя бы защитить уникальную железную дорогу от расхищения.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно