aif.ru counter
34

Карету вам, карету?

АиФ Москва № 51 21/12/2005

Из множества карет, возков и других экипажей давних времен сохранились в основном роскошные.

ХУДОЖНИК-реставратор Александр Козьмин со товарищи в Оружейной палате Московского Кремля заканчивают длившуюся почти 10 лет работу над коронационной каретой императрицы Елизаветы Петровны. Специалисты считают, что в 40-х гг. ХVIII века этот экипаж был лучшим в Европе. А недалеко от нее стоит возок, в котором будущая императрица мчалась из Петербурга в Москву на свою коронацию.

Каждый из 17 экипажей уникальной коллекции Оружейной палаты может многое поведать об истории государства Российского. Особенно если рядом такой знаток истории каретного дела, как Любовь Кириллова. Мастер Козьмин рассказывает, что именно она была главным консультантом и помощником, когда работали они над первой своей каретой. Дело было в 80-е гг. в Казани, реставрировался экипаж Екатерины II (работа длилась с перерывами 15 лет). "В мусоре, внутри дверцы экипажа, - вспоминает мастер, - я нашел медную монету. Видно, кто-то бросал милостыню из окна, и монета закатилась в дверную полость". Закатилась на счастье реставраторам и историкам. Потому что эта денежка, имевшая хождение в определенные годы, позволила установить, что карета принадлежала не только Екатерине II, как ранее считалось. До великой императрицы в экипаже разъезжал кто-то еще.

С тех пор артель реставраторов поработала над многими экипажами, и теперь мастера хорошо разбираются в каретном деле. А еще я узнала, что реставраторы книги читают не как все. Если мы не увлечемся описанием какой-то пряжки, то мастер обязательно обратит на нее внимание. Глядишь, в работе пригодится. Реставрация карет отличается, например, от реставрации картин тем, что для этого дела нужны специалисты самых разных направлений. В группе Александра Козьмина есть художники, первоклассный резчик по дереву, реставратор по металлу, реставратор по коже.

Сейчас зима, и будь на дворе любой век, вплоть до середины ХIХ, модные москвичи разъезжали бы на возках с полозьями, окованными железом. Полозья в стародавние времена почитались привилегией, а колесо - не совсем "чистым". Вплоть до того, что особы высокого духовного звания и летом передвигались на полозьях. Ну а следующей работой группы Козьмина, вероятно, будет возок - уникальный, ХVII века, экипаж Строгановых, что хранится в Вологодском музее.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы