Примерное время чтения: 6 минут
110

Вывески с названиями улиц были круглыми

Нынешние кинематографисты увлеклись сюжетами из "старой" московской истории. Городской быт начала - середины прошлого века то и дело возникает на экране. Все ли эти предметы - бутафория?

Я РЕШИЛА искать ответ на этот вопрос на "Мосфильме". Нет, техники у нас сохранилось достаточно. Сразу за воротами кинокомплекса выставлена, например, противотанковая пушка 1941 г. выпуска, "снимавшаяся" в фильмах "Горячий снег", "Живые и мертвые", "Фронт без флангов". Самолет-истребитель Ла-5 1942 г. - фильмы "Освобождение", "Они сражались за Родину". Зенитная пушка 1943 г.: "Битва за Москву", "Баллада о солдате", "Падение Берлина". И все это используется в съемках и сегодня. А в запасниках сценическо-постановочного комплекса хранится уникальное собрание кованых люстр и ламп, украшавших, наверное, даже не в прошлом, а в позапрошлом веке дома московской знати.

Александр РЕЗАЛИН, актер ("Китайский сервиз", "Московская сага"):

- МЫ СНИМАЛИ "Московскую сагу" в основном не в павильонах, а в подходящих помещениях. Художник и реквизитор постоянно ходили по антикварным магазинам - искали нужные вещи, что-то брали в Политехническом музее, на "Мосфильме", в Измайлово ездили на "Вернисаж". Например, кинопроектор, на котором мы с Берией смотрим разведданные, был принесен из Музея кинематографии. И черный настенный радиоприемник, в котором я, проходя, приглушаю звук, тоже был где-то найден, как, впрочем, и все столы, стулья, лампы того времени и т. д. Машины, насколько знаю, брали с "Мосфильма" и даже прикупили там себе некую "эмку". Большинство костюмов, конечно, шилось заново, но были и реальные, найденные по сусекам. В частности, хотя мои черкески специально сшиты, но ремешочки на них явно имели отношение еще к тем временам - были пропитаны нелегкой судьбой не одного поколения выходцев с Кавказа. Портрет Сталина, который мы с Берией любовно вешаем на стену в одном из эпизодов, самый натуральный - его нашли в музее КБ Яковлева.

На даче в Серебряном Бору создали очень достоверную атмосферу того времени. Кухню Агаши заставили характерными для московского быта начала прошлого века вещами. Под городом Щорсом выстроили целый поселок - домов на 20, где снимались сцены раскулачивания и другие немосковские эпизоды. Именно там, по окрестным деревням, собрали массу реквизита - вещи, сохранившиеся с послереволюционных, довоенных времен, в том числе и кухонную утварь, которая красовалась потом в Серебряном Бору. А еще, как это ни забавно, немалая часть вещей была найдена на московских помойках. Рассказывали, что один из рабочих на картине, Коля, нашел вот так, по помойкам, швейную и печатную машинки, которые использовали в съемках. И в результате так увлекся этим делом, что и после окончания съемок ходит по помойкам в поисках старых вещей.

Дмитрий БРУСНИКИН, актер, режиссер-постановщик сериала "МУР есть МУР":

- В ПЕРВОЙ части телефильма "МУР есть МУР" действие происходит в 1953 г. Действительно, достаточно сложно создать в кадре реальную атмосферу того времени, найти соответствующие вещи. Но тем не менее это реально. Еще существуют квартиры старой московской интеллигенции, хозяева которых иногда пускают нас - безумных "киношников" - и позволяют снимать. И там большое количество этих старых вещей типа граммофона, иногда даже в рабочем состоянии! Ну а потом - есть музеи. Нам, к примеру, для съемок нужен был трамвай того времени, а в Москве есть Музей техники. В День города они демонстрируют старинные трамваи, троллейбусы, автомобили, мотоциклы. И, кроме того, у них там работает замечательный фанатичный дяденька, который хранит интересные старые вещи. Нам для съемок, к примеру, из его коллекции очень пригодились старые, еще круглые, вывески с номерами домов и названиями улиц, телевизор "КВН" (правда, неработающий), приемники... Так что можно еще отыскать для съемок вещи старой Москвы!

Валерий ЛАРИОНОВ, руководитель комплекса сценическо-постановочных средств киностудии "Мосфильм":

- НЕКОТОРЫЕ костюмы и прочий реквизит мы приобретаем на "блошиных рынках". Положим, на "Вернисаже" в Измайлове можно найти очень много предметов, представляющих историческую ценность. Конечно, персонажные костюмы съемочная группа заказывает и шьет на определенного героя, но они, как правило, становятся потом многоразовыми - участвуют в других фильмах. Все помнят наряд Никулина в "Кавказской пленнице" - черную черкеску вкупе с тренировочными штанами. Она же, только с другими брюками - костюм председателя колхоза в "Кубанских казаках". В нашем музее хранится и знаменитая шуба Ивана Грозного из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Но сшита она была на самом деле для картины "Борис Годунов", как, впрочем, и шапка Мономаха, в которой, опять же, щеголял Яковлев. Блистательную корону, созданную в начале 1970-х гг. в Чехии для картины "Корона Российской империи", я возил не так давно в Кремль на съемки "Тайн дворцовых переворотов" Светланы Дружининой. Хранятся в музее гусарский мундир Голубкиной (42-го размера!) из "Гусарской баллады", платье Скобцевой из "Войны и мира", пальто Малкольма Макдауэлла из "Цареубийцы", подлинное платье Улановой с пуантами и головным убором (им более 60 лет), в которых она снималась в картине "Ромео и Джульетта", и т. д.

Иногда мы даем объявления, покупаем вещи у населения. Что-то нам дарят. Но, как правило, подаренные костюмы идут только на массовку, очень редко они подходят для главных героев. Зато очень хорошо используются в картинах подаренные нам чемоданы, саквояжи и шляпные коробки. Среди редких вещей у нас есть полифон - антикварный музыкальный аппарат. Он изготовлен примерно в 1890 г. "Снимался" в картине Шахназарова "Всадник по имени Смерть". Второй такой в Москве можно увидеть только в Политехническом музее. Но у них он чуть поменьше. (Представьте себе почти 2-метровый шкаф со стеклянной дверцей, за которой с мелодичным клавесинным звоном вертикально вращается едва ли не метрового диаметра "пластинка". - С. К.)

У нас есть предметы московского быта, которым более 100 лет. Балалайки, люстры, подсвечники, каминные часы, трости, чернильные приборы, сервизы и т. д. На "Мосфильме" одной такой мебели на складах содержится более 4 тыс. предметов. А предметов реквизита - более 10 тыс., только костюмов 800 тыс. наименований. Если для картины нужен предмет, которого у нас нет, мы ищем его по комиссионным, по рынкам. Но если не можем найти, делаем сами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно