Примерное время чтения: 4 минуты
126

Пища для ума без пищи для желудка

БОЛЕЕ половины московских школьников к десятому классу уже успевают заработать себе гастрит. Дети зачастую не ходят в школьные столовые, а предпочитают булочки, пирожки, шоколадки и газировку или принесенные из дома бутерброды. В рамках новой экспериментальной программы в Москве будут работать 200 школ полного дня. Здесь уже не продержишься на "кусочничестве" и "бабушкиных заначках". А потому все острее встает вопрос о том, чем и как следует кормить детей. Сейчас в московских школах практикуются различные формы питания. Еду могут готовить в самом учебном заведении из продуктов или полуфабрикатов, привозить пищу холодной или горячей из специальных столовых.

"ШВЕДСКИЙ СТОЛ"? ДА! В большинство школ завозятся готовые супы, второе, десерты, а в столовой только поддерживают температуру приготовленных ранее блюд и раздают еду детям (как, например, в школах NN 280, 1522, 1113). Стал особенно популярен так называемый "шведский стол": в школу привозят несколько вариантов, скажем, вторых блюд, и школьник сам может выбрать: мясо с картошкой или мясо с гречкой. (В скобках отметим, что ассортимент блюд правильнее будет назвать "шведский стол по-русски": скажите спасибо, если в первые три минуты после открытия столовой буфетчица лениво предложит выбрать гарнир.) "Я считаю, что готовить еду прямо в здании школы неправильно, - рассказывает Татьяна Бычкова, замдиректора гимназии N 1522, куда завтраки и обеды поставляет фирма-производитель. - Столовая неизбежно станет источником грязи, пищевых отходов и запахов. Привозная пища позволяет решить эту проблему".

НЕТ! Систему "привозного" питания нельзя считать идеальной. Всем известно, что вкусовые качества блюд теряются, если их охлаждать, а потом нагревать снова. К тому же при транспортировке еда проходит через много рук, складывается в контейнеры, трясется в машине, проносится по улице. Естественно, что риск "наловить" туда всяких "болезней" даже при принятии всех мер безопасности неизбежно возрастает.

ГОТОВИМ САМИ? ДА! Во многих школах пища готовится прямо в столовой из завезенных ранее продуктов. Было разработано новое технологическое оборудование. Но, несмотря на все попытки улучшить ситуацию, большинство нареканий вызывает именно эта форма питания.

НЕТ! Выпускница школы N 107, где, как и во многих других школах Москвы (например, NN 1094, 232, 465), применяется эта система, рассказала мне, что за последние два года в школьной столовой не ела ни разу: "Я, конечно, понимаю, что столовая - не ресторан, но критериев приемлемости пищи никто же не отменял. У меня в тарелке однажды оказался живой таракан, что неудивительно - в столовой их полно. Да и чистота посуды вызывает сомнения: ученики сами относят тарелки к посудомоечной машине, где дежурные школьники, освобожденные от занятий, ставят ее на конвейер. Моющих средств там отродясь не видела. Уж лучше вообще не думать, кто облизывал эту ложку, вилку или тарелку до тебя". Основная проблема школьных столовых-кухонь - это отсутствие должного контроля за ними "на местах".

КАК В САМОЛЕТЕ? ДА! К экспериментальным формам питания относится вариант так называемого "пилотного" питания. В школу привозят готовую пищу, и ученики едят одноразовыми ложками и вилками из одноразовой посуды, как пассажиры самолетов.

НЕТ! Широкого распространения "пилотное" питание пока не получило - эксперимент проводится лишь в некоторых школах ЦАО. Ученики 179-й школы, которым каждый раз приходится обедать, как на борту самолета, называют подаваемую им еду "обеды-сюрпризы", потому что никогда нельзя угадать, что спрятано внутри плотного контейнера из фольги. Сами школьники говорят, что "пилотное" питание - это гигиенично и удобно. Но по качеству очень далеко от домашнего. Еда от перемещения в контейнер теряет во вкусе. Да и ковырять мясо пластиковым ножом не очень удобно. Впрочем, кому-то, может, и нравится потреблять второе вместе с пластиковыми зубчиками от вилки...

А ЧТО ЕСЛИ... На сегодняшний день в Москве не практикуется ни одной формы питания, которая бы на 100% удовлетворяла запросы школьников. И дело не в том, что запросы высоки. Ведь в каждой из форм ученикам нравится разное, так почему бы не совместить в одном способе различные качества, создать интегрированную форму питания? Пусть она предполагает выбор, как будто в каждой школе свой "шведский стол", будет такой же вкусной и питательной, как при форме "готовим сами", и не потеряет преимуществ "пилотного" питания. Может, тогда дети придут в школу не только за пищей для ума, но и за пищей для желудка?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно