aif.ru counter
49

Барахолки уходят, но не сдаются

АиФ Москва № 32 06/08/2003

Большинство рынков в Москве сегодня имеет ярко выраженный национальный окрас.

Владельцы торговых точек на рынках получают до 600% чистой прибыли.

В НАЧАЛЕ 90-х барахолок в Москве было под две сотни. Сегодня их осталось всего 20. Вместе с ними скоро исчезнет целая эпоха: время, когда все население столицы по выходным отоваривалось на рынках. Где сейчас "герои" минувших дней - челноки? Откуда берется товар, который мы покупаем на барахолках сейчас? Сколько стоит товар под "новыми крышами"?

Кто торгует

ДЕСЯТЬ лет назад практически весь товар на рынки привозился челноками. На заре "рыночных отношений" ими становились представители интеллигенции: инженеры, научные работники, врачи, учителя, библиотекари. "Сначала было очень страшно, - признается Владимир А., владелец "точки" на Петровско-Разумовском рынке. - Полная неизвестность и нереальность происходящего. Стать торговцами подбила подруга жены. Когда в очередной раз ехала в Турцию за товаром, пригласила нас. Благодаря ей нас не ограбили и не обдурили. Потом обросли своими поставщиками. Первый товар - спортивные костюмы, сумки, свитера. Все это шло на ура! Теперь перешли на товары из кожи".

Владимир и Елена, наверное, - последние из могикан. Они торгуют на Петровско-Разумовском рынке почти 8 лет. Интеллигенция в рыночных условиях не выжила. Челноки, которые с ними начинали, либо открыли собственные магазины и фирмы, либо полностью разорились. Как признаются сами торговцы, к 2000 г. на рынках произошло практически полное "обновление кадров". Появилось очень много выходцев из стран СНГ и Южной Азии. Сначала они все делали сами: привозили товар, торговали. Потом стали привлекать к семейному бизнесу родственников.

По оценкам правоохранительных органов, большинство рынков в Москве сегодня имеют ярко выраженный национальный окрас - либо кавказский, либо азиатский. Все продавцы на рынке - наймиты, которые торгуют не только на карман хозяина, но и на свой собственный кошелек. Большинство из них - иногородние. Марина С., студентка, работающая на рынке в "Лужниках", говорит, что процесс превращения торговцев в "трамвайных хамов" практически необратим: "Персонал" набирают из приезжих. Смешно бывает смотреть за превращениями: сначала они - испуганные провинциалы, потом им кажется, что вся выручка - их собственные деньги, и хамеют на глазах. А через некоторое время уже начинают мстить за то, что оказались за бортом "красивой жизни". А вообще рынок - это замкнутый мирок, со своими правилами и иерархией".

Именно поэтому выявить какие-либо преступления на рынках очень сложно. Как нам рассказали в милиции, на рынке прочно действует круговая порука. Многие "закрывают" глаза на всякие "мелочи" и продолжают торговать. Иногда администрации барахолок устраивали настоящие поборы среди торговцев, и люди покорно несут дань - до 1 тыс. долл. Говорят, что за месяц "общак" составлял 10 млн. долл. За всю историю "рыночной экономики" был только один случай, когда торговец заявил о вымогательстве. Сейчас, по оценкам экспертов, темный нал составляет более 30% от общей выручки.

Как и чем торгуют

ЧЕЛНОКИ как таковые прекратили существование пару лет назад. Сейчас на смену одиноким торговцам с баулами пришли различные ООО и ОАО, которые фрахтуют самолеты для перевозки товаров. Как нам объяснили в Центральном таможенном управлении, в целом схема выглядит следующим образом. Некие лица регистрируют собственную фирму, "собирают" заявки с группы торговцев, кому что привезти, нанимают самолет и доверенного человека с подробными объяснениями, что и сколько привезти. По прибытии самолет разгружается, и вещички растекаются по рынкам и торговым центрам. Безусловно, джинсы-платья пытаются провезти контрабандой или же представить их как вторсырье и таким образом "сэкономить" на налогах. Только с начала этого года ЦТУ заведено 2600 уголовных дел, связанных с контрабандой и "недостоверным декларированием" товаров народного потребления. Товар, который удалось перехватить, остается нерастаможенным, а фирма "самоликвидируется". В результате ни с чем остаются владельцы торговых точек.

Поэтому в течение последних лет параллельно действует новая технология поставки товара на рынки: товары теперь производят в России (Дальний Восток, Поволжье) и привозят в Москву либо же изготавливают в 5 минутах от торговых рядов прямо в столице. В лучшем случае за границей покупается материал. Только с начала этого года сотрудниками УБЭП столицы было пресечено 10 незаконных производств. В Щелкове, например, несколько армян штамповали почти настоящие мужские ботинки "Чезаре". Себестоимость одной пары не превышает 500 руб., на Черкизовском рынке и в ряде магазинов они шли за 200 долл. В общежитии Северного округа был организован цех по производству спортивной одежды от "Адидас". А в Подмосковье накрыли подпольную фабрику, где над пошивом курток, рубашек, платьев, спортивных костюмов известных фирм работали 300 чел., в основном выходцы из Южной Азии. Производство было законспирировано: снаружи двери и окна заброшенной ткацкой фабрики были забиты досками. Материал и еду рабочим забрасывали через пару оставленных окон. Оттуда же получали тюки с готовой одеждой. Выходить рабочие имели право только ночью, для этой цели у них имелась специальная веревочная лестница. Себестоимость спортивного костюма - максимум 300 руб. А на рынке его цена могла "переваливать" за 1 тыс. руб.

"На рынках сейчас находится до 70% товаров, произведенных в нелегальных цехах, - рассказывает начальник пресс-службы столичного УБЭП Филипп Золотницкий. - Для оборудования подпольного производства годится любой подвал, рабочая сила - иногородние и выходцы из южноазиатского региона. Им платят копейки. Товар хорошо расходится на рынках Москвы: "Лужники", Черкизовский, районные вещевые барахолки. Его можно встретить даже в элитных бутиках!" По данным УБЭП г. Москвы, владельцы торговых точек на рынках получают иногда до 600% чистой прибыли.

Передел рынков

С НАЧАЛА 1999 г. уже закрыто 96 вещевых барахолок, в прошлом году "пали" такие гиганты, как рынки "Динамо", ЦСКА, "Лужники". Как нам объяснили в Департаменте потребительского рынка и услуг, действия правительства направлены не на борьбу с рынками, а "на создание на них цивилизованных условий торговли". Как правило, это означает, что рынок переедет в крытый павильон. Так, например, с улицы под крышу у станции метро "Савеловская" перебрался рынок "Динамо". Ходить по нему стало намного приятнее: красивые перегородки, места для примерок и кассовые аппараты. Только вот цены выросли в несколько раз и стали сопоставимы с ценами в бутиках средней руки.

В свое время разделился и рынок около станции метро "Петровско-Разумовская": одна часть переехала в крытые павильоны, другая так и осталась на улице. В этих разных уже рынках я нашла абсолютно одинаковые модели польских костюмов. В павильоне а-ля бутик брючная пара стоила на 800 руб. дороже.

Из вещевой ярмарки вырос и торговый комплекс "Коньково". Ходить в нарядно окрашенном павильоне приятнее, чем толкаться локтями в толпе, но особых удобств для покупателей опять-таки нет. Чтобы примерить блузку, в ход идет та же старая занавеска с крючком, которая должна скрыть вас от чужих глаз. Такая же ситуация и на "новом" рынке в Лужниках. Небольшие палатки-павильоны до отказа завалены товаром, мест для нормальных примерочных не предусмотрено. Сейчас такие рынки-павильоны служат чем-то вроде буфера между дикими "рыночными" отношениями и вполне цивилизованными торговыми комплексами, которые появились в последнее время.

Только вот зачем рынку крыша, если все остальное осталось практически на прежнем уровне?

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы