Примерное время чтения: 8 минут
120

Забытые дети (23.07.2002)

Продолжаем тему о проблемах поколения уличных детей, начатую публикацией в "АиФ-Москва" N 26.

Александр Адабашьян:

- Я НЕ ТРИБУН и не политик. Не хотел бы, чтобы мои размышления были восприняты как попытка учить кого-то жизни. Это всего лишь мысли вслух о проблеме, которая, на мой взгляд, касается каждого. Буквально.

"Пусть в школе будет... коммунизм!"

Хорошо сидим!

ЗА ПОСЛЕДНИЕ десять лет выросло поколение детей, которое после школы осталось на улице. Мы называем его новым. На самом деле оно - старое. В прошлом молодежь тоже пополняла ряды криминала, только статистика была закрытой и телевидение изо дня в день не тиражировало хронику насилия, как это происходит сейчас. Помнится, еще при советской власти во время съемок в Днепропетровске мы напросились посмотреть местную колонию. Ее директор при встрече рассказал о заключенном, который отправил своему приятелю в деревню письмо примерно такого содержания: "Что ты, дурак, там сидишь? Выучишься на механизатора - это максимум. И что дальше? Лучше подломи ларек или проломи кому-нибудь голову. Попадешь к нам. Тут замечательно! Техникум есть, артисты приезжают..." Это называется - с ног на голову! Как раньше, так и тем более сегодня криминальная составляющая у нас не является позорным фактом биографии. Наши тюрьмы должны быть свинарниками, чтобы хоть как-то походить на наказание. Невозможно представить, что они станут такими же, как в Голландии или Швеции: с Интернетом и душем в каждой камере. Тогда у нас просто проходу не будет: на улицах выстроятся очереди, чтобы стукнуть вас по голове...

Как-то мне на глаза попалась публикация, где некий генерал-майор, всю жизнь проработавший в системе исправительных учреждений, предложил реформировать пенициарную систему - на порядок сократить сроки наказания, но заключать правонарушителей исключительно в одиночные камеры. К сожалению, это его предложение общественного резонанса не получило. А по-моему, нужда в такой реформе давно назрела. Процент рецидива среди преступников, отбывающих сроки в общих камерах, астрономический - около 80%. Тюрьма у нас должна прекратить существовать как университет. Попадает туда в принципе благополучный молодой человек, который по дури стащил приемник из машины. А выходит законченный преступник, гордый, что отсидел. Весь в наколках, он знаком с ворами в законе, "уважаемыми людьми", их здесь, на воле, по телевизору показывают. Вот недавно убили Круга, который пел блатные песни, и в прессе широко, с непонятной гордостью сообщалось, что на похороны приехали какие-то паханы - как если бы это были народные артисты, его коллеги. Словом, молодежь уходит в криминал, общественные предпочтения перевернуты. Чтобы поставить их на ноги, нужны тюремная реформа, перестройка системы образования и государственная воля, способная все это осуществить.

Учитель хуже банкира?

СОБСТВЕННО, за последние 10 лет реформ было много, но никого не интересовал конечный результат. Ставились мелкие задачки. Под их решение создавались бесконечные фонды, комиссии, институты, где сотрудники получали приличные зарплаты, катались за границу "для изучения опыта", писали никому не нужные отчеты. Но когда на корабле висит столько ракушек, можно ли рассчитывать, чтобы он куда-то приплыл? Никакие комиссии и министерства, отечественное кино и мультфильмы, книги и Интернет всех наших детей НЕ ВОСПИТАЮТ, НЕ СПАСУТ! Это должно стать национальной идеей. Причем радикальной. Например, отдать все лучшие здания школам. Демонстративно. Повыгонять все эти бесполезные фонды и отдать их помещения детям. Скажете, нереально? Почему же, это могли бы сделать упертый президент и люди вокруг него, которые на самом деле думают о будущем - не личном, не собственных отпрысков, которые благополучно учатся в англиях, - о будущем страны.

Все деньги и все силы, которые еще остались у государства, необходимо бросить на образование. Надо платить учителям. МНОГО. Чтобы эта профессия стала тем же самым, что банкир или брокер. До революции преподавать было почетно. У Чехова в его "Учителе словесности" главный герой закончил университет и поступил в провинциальном городе в гимназию. Мимоходом сказано, что этот "бедный" человек снимает со своим коллегой квартиру из 7 комнат и на двоих у них всего одна кухарка... А сегодня признаться, что твои родители учительствуют, даже и стыдно. За редчайшим исключением, в наших школах работают неудачники, которым больше некуда деваться и которые не способны воспитать никого, кроме таких же неудачников.

Если даже само здание школы будет категорически отличаться от среды обитания неблагополучного ребенка, если внеклассные занятия ему будут интереснее, чем болтание во дворе, если у него будут большой выбор этих занятий и возможность заниматься массой интересных вещей в прекрасных условиях, на замечательном оборудовании, - это будет тот образ, к которому дети будут стремиться, а не бежать от учебы прочь, как теперь. Бесполезно на пальцах объяснять, что у них море возможностей вырваться из своего круга. Их надо погрузить в это море возможностей, утопить в нем! Только с того момента, когда школа - формой и содержанием - превратится в престижнейшее место, она начнет воспитывать детей, которые не захотят торговать вонючими наркотиками в подземном переходе, чтобы заработать копейки и потом сесть в тюрьму. Это будет молодежь буквально с иной группой крови, способная изменить к лучшему наш мир.

Но чтобы выросло такое поколение, его нужно изолировать. Создать для него особые условия, оторвать от "промотавшихся отцов", как это сделал Моисей, который вел свой народ 40 лет по пустыне не с целью экскурсии, а чтобы выросло потомство, не знавшее того, как жили родители. Иначе говоря, превратить наших детей в ЭЛИТУ, в привилегированный класс. Раньше существовала доктрина: "Все лучшее - детям!". Но она обернулась фикцией. А надо бы реально, всерьез отдать им лучшее. Пусть родители живут в капитализме. Но в школе должен быть коммунизм!

Если мозги не кормить

ЕЩЕ недавно на улицах столицы промышляли брошенные чада алкоголиков, беженцев и прочих неблагополучных родителей. Теперь в их армию влились "приличные" дети. Десятки тысяч молодых москвичей в возрасте 14-18 лет из-за ограничения приема в 9-11-е классы оказались за бортом учебных заведений. На рынке труда они неконкурентоспособны, опять же - ничего не умеют делать. Около 53,3% из них хотели бы получить профессиональные навыки. Но бесплатно в Москве можно выучиться лишь, как говорится, на дешевого специалиста - рабочего завода или фабрики, чей уровень доходов не позволяет подростку ни себя содержать, ни семью заводить, ни строить планов о дальнейшем образовании. Навыки, которые работодатели оплачивают достойно, стоят дорого и не всякой семье по карману. Чтобы овладеть азами единственной прикладной компьютерной программы, необходимо выложить от 100 у. е. за месячные коммерческие курсы. А, как правило, от соискателя на вакансию секретаря или офисного клерка требуется знание 2-3 таких программ. Кроме того, практически везде требуется знание иностранного языка, и за это тоже надо платить в у. е. - бесплатно нигде не учат.

В столице нехватка ландшафтных дизайнеров, учителей, воспитателей. Но город не вкладывает деньги в развитие сети профессиональных учебных заведений и экономит на создании рабочих мест для несовершеннолетних. В результате две трети детей, оказавшихся вне системы образования, находят лишь временную низкоквалифицированную работу, а одна треть уходит в криминал. И, кстати, вопрос об открытии специальных ПТУ для таких "юных правонарушителей" НИКОГДА московскими властями даже не рассматривался. Хотя среди подростков, поставленных на учет ОВД, каждый третий может похвастать лишь зачатками среднего образования. Как свидетельствуют эксперты Международной организации труда, "степень педагогической запущенности этих детей часто такова, что не дает возможности отличить ее от умственной отсталости".

Демографически Москва - это стремительно стареющий город. Потребность в молодых мозгах и руках у нас растет из года в год. Сегодня отцы города предпочитают экономить на развитии подрастающего поколения. Завтра и развивать уже будет нечего. Если мозги не кормить, они усыхают. Хозяевами столичных улиц станут недалекие граждане, способные зарабатывать лишь одним-единственным путем - грабежом. Первые ласточки из этого обозримого будущего, что называется, "уж в сени к нам летят" (см. сводку ГУВД).

Елена КИБАЛЬНИК

Из сводки ГУВД

НЕДЕЛЮ назад в Измайлове была задержана банда из восьми подростков. Двое из них - москвичи 16 и 15 лет. Двое - 14-летние из Подмосковья. Остальные - приезжие: 18-летний уроженец Чечни, 18-летний житель Нижегородской области, 16-летний дагестанец и 11-летний мальчик из Нижнего Новгорода, который числился в приюте "Марьино". Задержанные обвиняются в убийстве и нанесении тяжких телесных повреждений. Например, они совершили нападения на мужчин в Измайловском парке. Одного забили металлическими прутами насмерть, другой в тяжелом состоянии госпитализирован. Ведется расследование, проверяется причастность банды к совершению других преступлений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно