Примерное время чтения: 4 минуты
156

Детская макулатура

МНОГИЕ родители в подарок ребенку обычно выбирают книгу. Благо прилавки магазинов не испытывают недостатка в детской литературе. Однако, чтобы не заблудиться в лабиринте из сотен названий, стоит помнить простое правило: "Покупая книгу, смотри, есть ли у нее содержание. Если нет - это не книга".

Книжки-однодневки

САМЫМ большим книжным магазином в Москве традиционно считается Дом книги на Новом Арбате. Первый этаж. В непосредственной близости от немноголюдного (потому что дорогого) кафе - отдел детской книги. Первое, что обращает на себя внимание, можно даже сказать, тешит глаз, - огромное количество энциклопедий, рассчитанных на любой возраст и круг интересов ("Все обо всем" - есть и такое название). Вот она - открытость границ, знаковая черта информационного общества. Мир, который когда-то родители познавали по советской "Детской энциклопедии", изданию, впрочем, вполне толковому, хоть и перегруженному идеологией согласно представлениям эпохи, перед современным взрослеющим читателем предстает во всем своем многообразии и буйстве красок.

Но, повернув голову от полок с многочисленными энциклопедиями, невольно натыкаешься взглядом на не менее яркие томики форматом поменьше: детективы, ужастики и любовные романы ДЛЯ ДЕТЕЙ. Их много. И они, в сущности, точно копируют соответствующую взрослую псевдолитературу. Наподобие отжеванной и выплюнутой жвачки, эти книги-однодневки не оставляют по себе никакой памяти. Процесс их поглощения сродни скорее пищеварению, чем умственному усилию, и формирует у невзрослого еще читателя презрительное отношение к книге вообще, как к чему-то необязательно-развлекательному, проходящему сплошным потоком мимо глаз и мыслей. Аналогия взрослой детективной серии "Черная кошка" - "Черный котенок". Серия "Твой детектив". Как-то особенно впечатляет серия "Твой ужастик", видимо, призванная готовить ребенка к будущей жизни среди "наших", взрослых ужасов. О литературных достоинствах этих шедевров говорить бессмысленно.

Точно так же до отказа заполнена и еще одна "ниша": книги - учителя жизни. Тут наряду с безусловно забавными и, возможно, даже полезными руководствами по этикету, плетению фенечек и выбору будущей профессии встречаются потрясающие по своей наивной нахрапистости книжки. "Парень твоей мечты. Как его покорить", "Первое свидание для девочек" и, соответственно, "Для мальчиков", "Искусство поцелуя для девушек", "Как нравиться девчонкам". Рядом с этими деловыми, как разговор по сотовому телефону, и глянцевыми, как новенький лимузин, книжками для Барби и Кенов, персонажами из какой-то другой, простовато-наивной реальности выглядят непонятно каким ветром занесенные на полки магазина сочинения Льва Кассиля и Анатолия Рыбакова, а уж тем паче - "Тимур и его команда" Аркадия Гайдара и "Королевство кривых зеркал" В. Губарева.

Книжное "мыло"

ПРИ ВЫБОРЕ книги для ребенка взрослыми среди прочих побудительных мотивов движет и желание вспомнить блаженные детские времена и, может быть, еще раз пережить их, читая вместе с любимым чадом, если, конечно, случится на то его и наше желание и при этом удастся выкроить свободную минутку для столь непраздного времяпрепровождения. Именно поэтому, оказавшись в отделе детской книги, так жадно ждешь встречи с давними "классическими" знакомцами.

После недолгих поисков их удается найти. Сент-Экзюпери и Оскара Уайльда, Льюиса Кэрролла и Конан Дойла, Майн Рида и Дефо, Грина и Свифта. Книги нашего детства, включенные в различные серии. Книжная серия - вообще вещь старинная и почтенная. Однако у современных детских серий есть одна черта, наводящая, увы, на тревожные мысли: обложки всех этих книг напоминают глянцевые фантики или картинки из бесконечных "мыльных опер" и сбивают с толку общностью "выражения лица" и практически общей нарочитой "детскостью", инфантильностью внешнего вида. Для таких изданий, независимо от того, что таится за их обложкой, больше подходит слово "книжечка", нежели "книга".

Не говоря уже о том, что порой за классическим названием читателя ждет элементарная подделка в виде, к примеру, краткого пересказа "Робинзона Крузо" или "Графа Монте-Кристо". Привычка к дайджестам, характерная для взрослого мира, переносится таким образом в подростковую книгу. И это при том, что в 10, 12, 15 лет человек в состоянии осилить хорошую книгу в оригинале.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно